Карелия. Горный парк Рускеала.

Jul 26, 2013 09:51




Один из дней карельского отпуска мы решили посвятить осмотру типовых достопримечательностей Северного Приладожья. Переправились с нашего уютного острова Самматсаари на материк, завели машины и покатили классическими туристическими маршрутами. И одной из основных наших целей стал горный парк "Рускеала".

Некогда место тяжелейшего человеческого труда, сегодня это мощный туристический комплекс и памятник индустриальной культуры конца XVIII - начала XX в.в., который становится всё более популярным и в него продолжают делать инвестиции. О планах расширения парка напишу ниже, а пока расскажу и покажу то, что уже есть.


02. Главной достопримечательностью горного парка является Мраморный каньон. После войны он практически не использовался и все здесь пришло в упадок. Позже местные предприниматели решили объединить свои усилия для обустройства территории каньона и в течение двух лет вложили в развитие туристической инфраструктуры парка более 600 тысяч рублей. Для массового посещения парк был открыт 19 мая 2005 года. Были приведены в порядок некоторые старые штольни, проведено освещение, проложены экскурсионные тропы, установлены лестницы, туалеты и лавочки для отдыха, построены смотровые площадки. Парковку, сувенирный рынок, прокат лодок и веревочный маршрут над каньоном можно разглядеть на фото ниже.


03. Обращаю внимание, что стены каньона подсвечены (на фото видны вбитые в мрамор светильники). Мы были в Рускеале в июне, как раз в период белых ночей, поэтому, конечно, никакой подсветки в это время не включается.


04. На противоположном берегу можно рассмотреть людей и представить масштабы этой каменной "чаши". Протяжённость карьера с севера на юг составляет 456 метров, ширина - от 60 до 109 метров. Расстояние от самой верхней точки борта карьера до уровня воды - 22,5 метра. Прозрачность воды достигает 15-18 метров, при общей глубине 30 - 50 метров. Это самый старый из Рускеальских карьеров. Затопили его финны перед началом советско-финской войны 1939-40 г.г. При затоплении на дне карьера осталась часть техники, поэтому он пользуется особой популярностью у дайверов. Говорят, в солнечный день кое-где можно различить под толщей воды остатки старых бульдозеров.


05. Дайверы заплывают в отдаленные уголки карьера, чтобы не мешать основной массе посетителей. Затопленных карьеров здесь несколько, они соединены штольнями, которые тоже оказались в воде, а поскольку в Рускеале было три подземных горизонта добычи, можно себе представить, какие заманчивые лабиринты ожидают этих счастливчиков. Мы же просто бредём по туристической дорожке, не пропуская ни одной смотровой площадки. Слева направо: oleggolev, голова на его плече - pavelborovlev, in_windows, Андрей и maxzhukov.


06. Всё, что мы можем себе позволить - это фото на память на краю обрыва. На заднем плане видны входы в незатопленные штольни.


07. Даже если взять напрокат лодку, осмотреть их всё равно не получится. Входы перекрыты решеткой. Туристам позволяется только заплывать в гроты, дабы почувствовать, что над ними нависают сотни тонн мрамора.


08. Образование мрамора есть результат так называемого процесса метаморфизма: под воздействием определенных физико-химических условий (упрощая - высокие температура и давление) структура обычного известняка меняется и в итоге рождается мрамор. Этим камням миллиард девятьсот миллионов лет и я с парнями бреду по дну древнего моря и вижу вокруг не что иное, как донные отложения протерозойской эры. А под нашими ботинками еще с полкилометра мрамора, а вся площадь мраморной линзы в этом районе составляет около 10-15 километров.


09. Мрамор состоит из доломита или кальцита, или из обоих минералов. В мраморе почти всегда содержатся примеси других минералов, а также органические соединения. Примеси влияют на качество мрамора, снижая или повышая его декоративность. Окраска мрамора также зависит от примесей. Большинство цветных мраморов имеет пёструю или полосчатую окраску. Рисунок определяется не только строением мрамора, но и направлением, по которому производится распиливание камня. Цвет и рисунок мрамора проявляются после его полировки.


10. Рускеальским мрамором украшали храмы и дворцы Петербурга, фонтаны Петродворца, колонны Царского Села и Гатчины. Только с 1769 по 1830 год здесь наломали 200 000 тонн мрамора. Широкую известность рускеальскому мрамору принесло строительство Исаакиевского собора (1819-1859), где камень из Рускеалы использовался для облицовки стен. Академик Озерецковский так описывает разработку мрамора в Рускеала: "В Рускальском погосте в 30 верстах от Сердоболя (сейчас Сортавала) внутрь земли, близ большой дороги к Нейшлоту, находится в горах, прилежащих к шведской границе, известная Рускальская мраморная ломка, где добывается мрамор наиболее пепельного цвета с желтыми и зеленоватыми струями, но в кряже гор, которого окружность близ пяти верст простирается, находится также мрамор и других цветов, выключая голубой и красный, а именно есть там зеленый мрамор с примесью белых, желтоватых и черных прожилков и пятен, есть серый, белый и черный вместе струями, прожилками и полосами, есть несколько бурый и серый с белыми крапинками. Наиболее работа производится в горе Белой, где ломают пепельный мрамор, который тем лучше становится, чем далее работники в глубину подаются. Для сей работы нанимаются от казны вольные люди, и мрамор употребляется в С.-Петербурге на разные казенные здания. Его привозят сюда подрядчики на крепких галиотах, на которые нагружают оный за четыре версты от Сердоболя в реке Гелюле, впадающей в Сердобольскую губу. До пристани, на Гелюле находящейся, от Рускальской ломки считается около 30 верст, чрез которые мрамор возят сухим путем, что немалого стоит труда и иждивения".


11. В северо-западной части парка открыта для посещения сквозная штольня, проходящая через ствол вертикальной шахты. Она пробита финнами в 1930-е годы на северном склоне Белой горы для транспортировки вагонеток.


12. На противоположной стороне шахты начинается другая, еще более короткая штольня, пробитая со стороны затопленного каньона. Обе выработки соединяет металлический мостик, переброшенный через провал шахты. Это шахта № 2. Её глубина более 50 метров, и на 1/3 она затоплена водой. Внизу лёд, который не растает полностью в течении всего лета.


13. Хотя Мраморный каньон является, несомненно, основной достопримечательностью Рускеалы, сделав буквально один шаг в сторону от проложенной для туристов тропы, можно найти множество живописных скал и камней. На территории парка сохранились экзотические мхи, лишайники, орхидейные растения, кустарники, занесенные в Красную книгу; водятся редкие виды пресмыкающихся, земноводных, рукокрылых.


14. Рассказывая о Рускеальском горном парке, нельзя не упомянуть и о так называемом Мраморном провале, расположенном на границе территорий горного парка и действующего мраморного завода. Пожалуй, он впечатлил меня даже больше чем каньон. По воспоминаниям местных жителей, провал образовался в шестидесятые годы прошлого века после сильных взрывов в соседнем карьере. Кровля старых полузатопленных штолен не выдержала и провалилась в воду. На поверхности открылось овальное отверстие примерно 20 на 30 метров. Оно ведёт приблизительно в центр выработки, периметр которой на сегодня можно оценить примерно в полкилометра. Эта подземная округлая зона была связана сухими штольнями с основной частью нынешнего горного парка, но все они сейчас закрыты завалами.


15. Главная особенность Мраморного провала - особый микроклимат. Благодаря эффекту холодного мешка лёд в дальних частях выработки не тает никогда. По нему с осторожностью можно ходить даже летом. Другое дело - само место провала. Зимой через него накапливается холод, а вот летом тёплый воздух, талая и дождевая вода постепенно растапливают озеро по форме повторяющее входное отверстие. Начиная с июня, исследователям нужно сначала спуститься по верёвке в резиновую лодку, а затем высадиться с неё на подтаивающий лёд.


16. В 1973-1985 гг. в Рускеальских выработках добывали декоративно-облицовочный камень с помощью итальянских канатно-распиловочных станков. При желании можно догулять и до итальянского карьера. Здесь хорошо видно цвет и фактуру мрамора.


17. Замечу, что старинные каменоломни, работавшие здесь с 1769 по 1830гг., практически не сохранились, так как большая их часть попала в зону действия новых более крупных карьеров. После 1870 года и до 1930 гг. Рускеальская каменоломня насчитывала 7 горизонтов, 3 из которых были подземные.


18. Добыча мрамора в последней трети XIX - первой трети ХХ вв. осуществлялась буровзрывным способом. В забоях по определенной сети бурили шпуры диаметром 30-35мм, глубинной 1-3м, заряжали порохом и затем производили массовый взрыв, в результате чего обрабатываемый блок породы полностью разваливался на куски различных размеров. При некачественной работе часто получались крупные глыбы, которые еще раз разбуривали и подрывали. В 1930 гг. ручное бурение сменилось перфораторным (на сжатом воздухе от паровой машины). В нескольких сотнях метрах от карьера к северо-западу в месте ломки мрамора советского периода можно отобрать на память образцы рускеальского мрамора.


19. Перечитал написанное и понял, что совсем ничего не рассказал о самом начале разработок этого месторождения. Есть свидетельства, что недалеко от Рускеальских мраморных ломок был найден камень с высеченной на нем датой: 1632. В это время шведы, захватившие Корельский уезд, стали добывать здесь мрамор для производства строительной извести. После окончания Северной войны заброшенные шведские каменоломни оказались уже на русской территории. С приходом к власти Екатерины II начались масштабные поиски природного камня для строительства Санкт-Петербурга. Камень искали в том числе и в районе Рускеалы. В августе 1765 года для осмотра залежей мрамора из Санкт-Петербурга приехал подмастерье каменных дел Андрей Пилюгин. Его помощником был сердобольский пастор Самуил Алопеус, который по роду своей службы много ездил по приходам, попутно собирая информацию о месторождениях различных камней. С 1769 года Рускеальские мраморные ломки были переданы в ведение Комиссии по строительству Исаакиевского собора. Основная добыча мрамора велась на горе Белой, названной так по цвету слагающего ее мрамора. Для бурения применялись буры длиной от 0.7 до 9.5 метра, с наваренными на конце твердыми стальными наконечниками. Один рабочий держал бур, другой бил по нему тяжёлым молотком. За одну смену двое рабочих выбуривали от 1 до 4 метров породы. Таким образом добывались "массы" мрамора весом в десятки тонн. Затем с помощью буровзрывных и буроклиновых работ их разделывали на "глыбы", а те, в свою очередь, обтёсывали, придавая им правильную форму "штуки". Заготовленные "штуки" мрамора зимой грузили на специально сделанные из стволов берёзы и обитые железом сани, в которые впрягалось десяток-другой лошадей, и везли в течение двух-трёх дней по дороге тридцать верст до пристани Хелюля, где оставляли до весны. С наступлением навигации из Санкт-Петербурга приходили корабли с продуктами. На обратном пути они загружались мрамором и отправлялись по Ладожскому озеру до столицы. На добыче мрамора работало "до 800 человек русских и чухонцев". Далее в историчекие дебри не полезу, скажу только, что в зависимости от наличия государственных заказов в Рускельских ломках работы то начинались, то прекращались, добывали то кальцитовый мрамор для получения извести, то кальцит-доломитовый, облицовочный, используемый в архитектуре северной столицы. Вначале "известковый камень" пытались разрабатывать карьером, но потом поняли, что дешевле будет добывать его подземным способом - штольнями и шахтами. Менялись и хозяева: финны, русские. Плитами этого мрамора, например, облицованы стены Сберегательного банка в Хельсинки, полы зданий городской больницы и ресторана в городе Сортавала. В феврале 1940 года, во время авианалетов, в катакомбах Рускеальских каменоломен прятались местные жители. После войны советские горняки пытались откачать воду из затопленного карьера, но ничего из этого не вышло. При разработке мрамора на известь и щебень в 1950-1970-е годы применялись массовые взрывы, которые привели к порче месторождения облицовочного камня, изначально пострадавшего еще при финнах. В конце 1960-х годов мраморную крошку отсюда отправляли в Псков, Брест, Ригу, Могилев, Горький, Петрозаводск… В 1960-1970-е годы продукция Рускеальского мраморно-известкового завода поставлялась в 10 республик и 17 областей Советского Союза. Ну, и как все уже догадались, последующие девяностые поставили точку в производственной летописи месторождения.


20. Сегодня экологический маршрут, организованный в горном парке проходит более 50 тысяч посетителей в год. Здесь проводятся праздники и этнокультурные фестивали. В ближайшие годы в надежде на помощь региональных и федеральных властей запланировано:
- создание подземного маршрута длиной около 1 км;
- увеличение общего количества маршрутов с 2 до 10 км;
- строительство гостиницы;
- создание экологического музея со спелеологической составляющей;
- перенос административной зоны и парковки в сторону от жилых домов и многое другое.
Более того, на рисунке с планом развития горного парка, опубликованном в специализированном сборнике "Спелеология и спелестология 2012", я нашел такие объекты как дайвинг центр, сад камней, ремесленные ряды, кузница, подземные планетарий и концертная площадка, музей горного дела с выставкой техники, подземная часовня, летнее театральное кафе, амфитеатр и многое другое, включая не имеющие прямого отношения к сабжу вещи типа горнолыжного спуска на горе Зеленой и центра водных развлечений на реке Тохмайоки. Во истину планов громадьё. Что из этого получится - покажет только время. Но и того, что уже есть, достаточно для того, чтобы при случае приехать и увидеть своими глазами. Особенно если получится спуститься в Мраморный провал и посмотреть ночью подсветку каньона.


Ещё в Карелии:





Общие впечатления Дороги Карелии Ладога Ладожские шхеры Остров Сильвии Сэйнт
Копипастерам напоминаю, что при перепечатке материалов, активная ссылка на источник обязательна.


Отчет, Подземное, Фото, РФ/Карелия, Пейзаж, Григорич, Озёра и пруды, Музеи и заповедники, Экскурсовод на полставки

Previous post Next post
Up