Жили-были дед и баба

May 08, 2013 21:24




Моего деда по материнской линии зовут Сорокин Пётр Денисович. Он умер 4 июня 1998 года от сухой гангрены ног. Я в это время служил в армии и поэтому не простился с ним. Но деда именно зовут, а не звали. Моя семья очень часто вспоминает его. Гораздо чаще многих других близких и не очень родственников. В доме где я живу, верх (крышу) ставил он, полы стелил тоже он, двери и оконные рамы были сделаны и поставлены им, но сейчас заменены на современные.

Но я не об этом. Точнее не только об этом. Какой мастер на все руки был мой дед, я ещё расскажу ниже, но оговорюсь, что хочу собрать в этом посте все-все факты о том, что я знаю о своём деде, в том числе и о войне, на которой ему выпало побывать.


02. Одной из причин почему я хочу это сделать, является то, что лично я, например, ничего не знаю о своих прадедах. В семейном архиве есть 2 старые фотографии, на которых по словам матери изображены мои прадеды, но кто именно из изображенных на них людей является отцом моего деда Денисием определить теперь некому.


03. Более того, может я плохой физиономист, но на обозначенных фото я не нахожу человека, который был бы сразу на обеих карточках. То есть, вполне вероятно, что на одном фото отец деда, а на другом отец бабушки. Моя мама определить их не может и дело не в том, что фотографии групповые. Своих дедов она никогда не видела. Денисия в 1938-ом сбил поезд, а Никифор в голодный год подался в город на заработки и сгинул навсегда.


04. Я хочу, чтобы моя дочь, когда подрастёт, точно знала, что это её прадед.


05. Дед родился в 1912-ом году в селе Тресоруково Давыдовского района (сейчас Лискинский) Воронежской области. Точная дата рождения неизвестна, так как у него не было свидетельства о рождении. Он рассказывал своим детям, что вроде бы родился во время сенокоса, но официально по выходу на пенсию ему записали 20 января. В 1926-ом дед окончил 5 классов неполной средней школы. Шестой и седьмой классы доучивался сам. При этом моя мама вспоминает, что он помогал ей решать задачи по математике, когда она училась в 9-10 классе. В октябре 1937 года был призван на срочную службу в 57 стрелковый полк. Ни комсомольцем, ни партийным дед никогда не был.


06. Это самые ранние фотографии деда, которые есть в семейном архиве.
Рост - 174 см, окружность головы - 56 см, размер противогаза - 3, размер сапог - 42.


07. 20 августа 1936 года красноармеец Сорокин был уволен в запас. Вернулся в родное село, но работать поехал в город, на Воронежский авиационный завод (тогда просто завод №18). Выучился на слесаря и за несколько лет "дорос" до 5 разряда. В 1939 году дед женился на моей бабушке Нюре - тогда еще молодой и остроумной крестьянке Красиковой Анне Никифоровне.


08. Через год появился первый ребёнок. Сына называли Сергеем. Умный был, начитанный, в отца. Да жена глупая попалась, а после уже и водка доканала искалеченную жизнь. Дед не мог этого видеть, очень переживал, но было уже поздно. Купил ему полдомика под Воронежем недалеко от нас, чтобы сёстры (моя мать и тётка) приглядывали. Умер дядя Серёжа с перепою на год раньше своих родителей, окончательно превратившись в клошара и чуть не спалив своё жилище. Как сейчас помню (мне лет 18-19 что ли было) - настойчивый стук в окно среди ночи, выхожу - бомж какой-то на пороге, говорит, кажись, помер ваш Серёга. Идём с мамой по улице, кутаясь от ветра и нехорошего предчувствия в куртки. Батя в ночной смене, а бомж (помню бороду a-la Карл Маркс) с нами - оказывается дядя Серёжа сам привёл его к себе, чтобы разделить кров и вместе изыскивать средства на пропой. Внутри полумрак, скрывающий смердящий гадюшник. Комок в горле и скорченное тело, которому нам с мамой нужно выпрямить начинающие коченеть ноги.


09. И вот война. Сыну только годик. Деда не призывают - он нужен на заводе. Осенью 1941 года начинается эвакуация авиационного завода в Куйбышев. Эшелон с оборудованием застревает где-то под Воронежем. Продукты, взятые в дорогу, заканчиваются, и дед с несколькими земляками решает добраться до родного Тресорукова, чтобы пополнить запасы провизии. Когда они вернулись на станцию, эшелон уже ушёл. Они сдаются в военкомат и 15 декабря 1941 года отправляются на войну.


10. Воевал дед в звании сержанта в 961-ой отдельной телеграфно-эксплуатационной роте связи в должности командира отделения.
На обороте этого фото написано "Фотографировался 7 мая 1945 г. в городе Вена, Австрия".


11. Для меня стало открытием, когда я начал ворошить семейный архив, что мой дед - участник Сталинградской битвы, к тому же отмеченный медалью "За оборону Сталинграда".


12. Дед ничего не говорил о войне. Мама помнит только один случай, который он как-то рассказал. Командир подразделения приказал ему установить армейскую палатку в указанном месте. Сержант Сорокин, наперекор командиру взвода, установил её в другом месте. Когда через некоторое время начался артобстрел, снаряд попал аккурат в то место, куда было приказано ставить лагерь изначально. На сайте "Подвиг народа" я нашёл еще один случай из военных будней моего деда, за который его наградили медалью "За отвагу".


13. Во время войны дед никогда не забывал свою жену и сына.


14. Бабушка Нюра (он называл её Нюсей) почти не умела читать, но он отправлял ей фотографии с подписями.


15. Удостоверения на ордена и медали.


16. Дед вернулся домой в октябре 1945-го. Его семью называли самой счастливой в селе - потому что все вернулись домой живыми. Ранеными, контуженными, но живыми. Пошел в колхоз плотником. Он действительно умел всё и не боялся работы. Помимо своего дома он срубил порядка 30 домов в Тресоруково и соседних деревнях. В 1946 году у них родилась дочь Маша. В десятимесячном возрасте она умерла. Бабушка говорила, что виновата прививка, которую сделали ребёнку. Через 2 года родилась моя мама, которую, как и бабушку, назвали Нюсей, а в 1950-ом еще одна дочь - Нина.


17. О том как и какой дом построил мой дед я расскажу в следующий раз (недавно ездил туда сфотографировать то, во что он превратился после продажи чужим людям). Хочу добавить, что дед буквально мечтал, чтобы его дети выучились и получили высшее образование. Старший (Серёнька, как его называла бабушка) поступил на истфак, но в погоне за красивой (по тем временам, естественно) жизнью бросил учёбу и пошёл на завод. На зарплату жить не то, что на стипендию. Факт отчисления из университета он долго скрывал, а когда дед всё же узнал, то на нервной почве с этого момента всю оставшуюся жизнь у него очень сильно дрожали руки. Даже лечили, но не помогло.


18. Всю жизнь Сорокины держали корову, овец, свиней и, конечно, кур. Только в 75 лет дед ослаб и держал в хозяйстве только кроликов (кролей, как он их называл). А ведь это всё равно свежая трава каждый день и заготовка сена на зиму. Огромный огород испокон веков засевали вениками, меня маленького брали помогать их убирать и чистить. Дед ездил продавать их по всему СССР (Москва, Киев, Иваново, Ижевск и т.д.), пару раз он брал мою маму (тогда еще школьницу) с собой - посмотреть мир. Когда дети выросли, вырученную сумму почти полностью делил между ними. Будучи пенсионером, ударился в изобретательство. Собрал инкубатор (реально вылуплялись цыплята - очень хорошо это помню), молотилку для веников, электрическую "мельницу" для рубки капустных листов и несколько станков для деревообработки.


19. Умер мой дедушка, как я уже написал, 4 июня 1998 года. Ровно на месяц пережив свою любимую Нюсю. Она умерла 4 мая. Бабушка упала во дворе, сломав тазобедренную кость. Два года пролежала, не вставая с постели - у стариков кости почти не срастаются. Первый год дед не хотел переезжать к дочерям в Воронеж и ухаживал за бабушкой сам. Мать и тётка ездили к ним на выходные. Потом старикам стало хуже и их всё таки забрали. Бабушка, по рассказам мамы, начала заговариваться, не признавая дочерей и мужа, деду для обезболивания кололи наркотики. Судороги ног у него были уже в году в 1980-ом, далее сосуды еще больше закупоривались. Всю свою жизнь дед много курил. Прекрасно помню желтый густой дым его самосада. Уже балуясь в подростковом возрасте сигаретками, как-то раз затянулся несколько раз его козьей ножкой и чуть сознание не потерял!


Вот такой вот он мой дед - Сорокин Пётр Денисович. Вот такая его спутница жизни - бабушка Нюра. Как же явно мне помнятся их лица и фигуры, каждый уголок их деревянного дома, включая запретный для детей чулан с ларём и сундуками, их кот Васёк, которого сменил черный как ночь Уголёк, их глубокие морщины и бесконечно добрые влажные глаза, их оладушки со сметаной к завтраку и крик петуха под окном, вышитые вручную занавески на нём, мухобойку на шкафчике, железное корыто, висящее на гвозде в сенцах, и этажерку с коллекцией почтовых открыток с каракулями поздравлений от меня и других внуков...

Дорогие дедушка и бабушка, поздравляю вас с Днём Победы!
Счастья, крепкого здоровья и мирного неба над головой!
Никто не забыт, ничто не забыто...

Ваш внук Андрей.

PS Я кажется понял, почему дед не рассказывал про войну и почему на крайнем фото он без орденов и медалей.
Объяснение тут http://bulochnikov.livejournal.com/55686.html

Семья, Персона, #бессмертныйполк, Субъективизмы, Родовое Гнездо, ВОВ

Previous post Next post
Up