"Кругосветка" по Крымскому полуострову. День пятый.

Nov 10, 2010 20:00



Оглавление:
День 1-2
День 3
День 4

Дошли руки до написания отчета об очередном дне сентябрьского автопробега по Крымскому полуострову. День сей был не очень богат на объекты и достопримечательности, но что есть то есть. Проснулись мы, как уже известно из предыдущей серии, в Лисьей бухте и после завтрака стали выбираться из тамошних куч гуана и мусора. Путь наш лежал в Кизилташскую долину. Там, в некогда засекреченном посёлке, сохранилась заброшенная штольня самой первой в СССР центральной базы хранения ядерного оружия (ЦБХ).



01. Решение о создании ЦБХ было принято в конце 1950 года специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Эти базы осуществляли сборку произведённых на заводах МСМ боеприпасов, хранили их, соблюдая в тайне сам факт хранения, производили при необходимости замену узлов с истекающими гарантийными сроками хранения, проверяли работу электронных и механических узлов на специальных стендах и при получении соответствующего приказа выдавали ядерные боеприпасы в войска для боевого применения. Одну из таких ЦБХ было решено построить как раз в Кизилташской долине, которая давала возможность создать надёжную охрану территории, отгораживая её горными отрогами от посторонних глаз. В 1951 году началось грандиозное строительство, первые эшелоны привезли в Кизилташскую долину зэков и оборудование - лучшее в Союзе а, возможно, в мире. Главным куратором атомного проекта был назначен сам Лаврентий Палыч Берия.
(Место на карте мира)


02. Масштабы работ поражали. Почти до самого подножия горы в её толще пробили тоннель, по ширине и высоте не уступающий тоннелю метрополитена. Длина его - более двух километров. Тоннель выходил наружу с другой стороны горы, где был устроен запасной выезд. Под вершиной горы располагался сборочный зал и несколько хранилищ самих изделий и их узлов. Хранилища оборудовались стеллажами для хранения узлов и самих изделий. Во все помещения были проложены от главного въезда-портала рельсы, позволявшие осуществлять передвижение тяжёлых грузов специальными вагонетками.


03. Портал представлял собой массивное железобетонное помещение, почти укрытое в толще горы. Снаружи видны были только массивные стальные ворота, которые при необходимости могли маскироваться занавесом из плотного брезента под цвет горы. Вход в сам тоннель из портала перекрывался герметичным защитным металлическим затвором весом несколько сотен тонн. Затвор на колёсах откатывался при надобности в нишу по рельсам электромотором. В случае выхода из строя электроснабжения его можно было откатить вручную с помощью вращения рукояти лебёдки.


04. Весь подземный комплекс сооружений имел энергоснабжение снаружи и автономное электропитание от аварийных дизель-генераторов внутри. Климатические параметры в каждом сооружении поддерживались автоматически. В каждом помещении осуществлялся радиационный контроль. Даже при сильном радиоактивном заражении снаружи, под землёй можно было безопасно существовать несколько суток.


05. За это время на территории объекта были построены электростанция, несколько домов для офицеров и служащих части, автобаза, Дом офицеров, госпиталь с поликлиникой, магазин, стационарные контрольно-пропускные пункты на въездных дорогах, школа, детский сад и ясли. Бывшее довоенное здание военного санатория переоборудовали в "заводоуправление". Дороги объекта привели в идеальное состояние. Вся территория объекта была огорожена по периметру, в том числе по крутым горным склонам, высоким многорядным заграждением из колючей проволоки, причём в середине заграждения была полоса, по которой регулярно проходили патрули со сторожевыми собаками. Были тут и всякие хитроумные сигнальные устройства, засекавшие не только проход человека, но срабатывавшие даже на мелкую живность вроде лисы или зайца.


06. В поселке были созданы все условия для жизни и для работы - проведен водопровод, круглосуточно работали дизельные станции, обеспечивавшие электричеством строительство и поселок, открылись магазины, школа, детский сад. Почтового отделения не было. Из соображений секретности объект назывался "Предприятие почтовый ящик 105", без каких-либо географических указаний, впрочем, как и десятки других предприятий МСМ. Позже почтовый адрес поселка изменился - "г. Симферополь, абонентский ящик 99", появились названия улиц. Жители городка имели симферопольскую прописку, которую пришлось менять в середине 60-х годов на феодосийскую. С тех пор и до последнего времени городок имел название Феодосия-13. В 1994 году было подписано совместное российско-американско-украинское соглашение, по которому все ядерные боеприпасы должны быть вывезены с Украины в Россию. С немалыми сложностями последние эшелоны с грузами 12 Главного управления Министерства обороны ушли из Украины только в июне 1996 года. Поселок стали называть Краснокаменка.

Ну, и чтобы быть избежать лишних вопросов, отмечу, что арсенал "Феодосии-13" состоял из комплекса штолен с отдельными порталами. 7а, 7б, 7в и центральная - "сооружение 51". К концу эксплуатации арсенала там накопилось довольно много фонящего старинного отработанного оборудования и инструментов, поэтому одну из штолен превратили в замурованное хранилище всего этого барахла и она, естественно, серьёзно охраняется. Мы же, само собой, побывали в одной из неохраняемых "семёрок".


07. Далее мы планировали где-нибудь искупаться, позагорать пару часиков и пообедать. На десятом километре трассы Судак-Алушта мы повернули в село Весёлое и изрядно покружив по виноградникам, всё таки выбрались к морю - в Кутлакскую бухту. Место оказалось достаточно приятным и живописным. С восточной стороны над бухтой нависают отроги Караул-Обы (Караульная вершина). С запада Кутлакскую бухту замыкает мыс Ай-Фока, за которым расположено село Морское. По слухам, пляжи здесь, даже в разгар сезона, довольно свободны (в сравнении с другими в том же районе), а если удалиться в сторону мыса Ай-Фока, то может повезти и вы займете собственную безлюдную бухточку в 20 метров шириной. В середине сентября народа, как видно на фото, совсем мало, а в фанерных и не очень татарских рыгаловках, кроме пельменей, ничего уже нет. Даже хлеб принесли недельной давности.
(Место на карте мира)


08. В окрестностях Кутлака (старое название Веселого) добывался песчаник, известный под названием "судакский камень" и считавшийся лучшим в Крыму. Он использовался для изготовления мельничных жерновов. Сегодня село окружено виноградниками. Здесь преобладает марочное десертное виноделие. На заводе готовят кокур десертный Сурож, портвейн белый Сурож и другие марочные вина, которые отправляют на выдержку и розлив на головной завод "Массандра".
(Место на карте мира)


09. Ночевать мы решили в Мисхоре. После нескольких дней путешествия и ночевок в палатках, общим собранием приняли решение на пару дней снова вернуться в цивилизацию. Жпс-навигатор, проложив маршрут, выдал ничтожную цифру в 92 км. Кто бы мне тогда сказал, что "автодорога государственного значения Р-29 одна из самых трудных на Крымском полуострове. Неподготовленного водителя здесь поджидают не только опасный горный серпантин, но и бесчисленные внезапные повороты с минимальным сектором видимости" (конец цитаты). В начале пути я чувствовал себя как гонщик из древней NFSки, установленной у меня на компе. Мои пассажиры заметно волновались на отдельных участках, а меня реально пёрло от прохождения крутейших поворотов. Через час такой езды, я конкретно устал дрочить "коробку", поехал ровнее и понял, что в пункт назначения мы попадём только затемно. 90 кэмэ сократились меньше чем на треть. Пару фото ниже сделаны на вынужденных остановках на размять спину/ноги унд сгонять в кустики. Места проезжали, конечно, с крутейшим фотопотенциалом, но, понятное дело, останавливаться уже было не с руки. В Мисхоре до наступления ночи нужно было снять жилье. Внизу поста есть ссылка на заметку с красочным описанием трассы P-29.


10. На сегодня всё. Спасибо за внимание.
(Место на карте мира)


Ссылки для самостоятельного изучения:
Атомный грех Судака (АиФ)
Сайт, посвященый Кизилташу
OVER 60 Веселых на википедии
• Дорога Судак-Алушта (P-29)
Добавить в друзья


Отчет, Заброшенное, Море, Фото, Пейзаж, Украина/Крым, Автопробежность, Экскурсовод на полставки

Previous post Next post
Up