Дом Вигеля или в поисках привидений

Feb 16, 2010 23:04




Увидел картинку, подобную заглавной, на панарамио.ком и тут же заболел идеей не просто побывать на этом месте, а чтобы, значит, всенепременно ещё и залезть внутрь. Там в комментариях кто-то пошутил про наличие привидений и автор в том же тоне ответил, что, мол, всё может быть, ибо дому ни много ни мало, а уже 260 лет. Я вытер вспотевшие от предвкушения большого приключения ладошки и погуглив, убедился в абсолютной девственности объекта, нарыв только крупицы краеведческой инфы и пару любительских фотографий фасада. Всё говорило о том, что даже адепты Urban Exploration пока не добрались до особняка, во всяком случае отчетов о его посещении я в сети не нашёл. Опять же, автор фото сообщил, что здание закрыто и что, скорее всего, увидеть интерьеры не представляется возможным.

Я, взбудораженный, лёг спать около 4-х ночи, долго ворочался, но подорвался уже в 10 утра и тут же позвонил aroil. Дело в том, что у него имеется индивидуальная особенность в виде повышенного чутья на обнаружение залазов во внешне неприступные здания и прочие всяко-разные сооружения. Вот только раньше трёх дня применить его он не мог в виду какой-то своей трудовой деятельности. Пришлось в ожидании часа Х медленно и печально исходить на гуано дома.

Однако, несмотря на омерзительное свойство времени останавливаться, когда его совсем не просят, в районе трёх часов пасмурного февральского дня наш экипаж всё же подкатил к особняку.

Начиналось самое интересное.

01. Но для начала краткий экскурс в историю. В наше время роскошный усадебный особняк, декорированный женскими масками и другой лепниной, известен аборигенам как "Дом Вигеля". Но поначалу он был жилищем суконных фабрикантов Тулиновых. Дом строили в середине XVIII века - на плане города начала 1750-х годов он уже начерчен в глубине двора. Как показало современное обследование дома, он сохранил и сводчатый подвал, и кладку стен той далекой эпохи.


02. Максим Сергеевич Тулинов, освобожденный из крепостной неволи мастеровой, в 1729 году открывает собственную суконную мануфактуру. Благодаря изнурительному труду рабочих накапливает деньги на кирпичный дом. И на новой улице с сыном Василием начинает строить здание, ставшее теперь одним из старейших в городе.


03. Опускаю технические моменты попадания внутрь и продолжаю давать вводную историческую справку. При внуке Василия Максимовича, Иване Ивановиче Тулинове, на рубеже XVIII и XIX веков дом расширили и оформили так, что в нем причудливо слились и уходящий стиль барокко, и новая эпоха ампира.


04. По свидетельству литератора позапрошлого века П. В. Малыхина, особняк имел "много готического". Элементы "готики", своеобразные отголоски эпохи барокко, до сих пор можно увидеть в стрельчатых окнах и острых зубцах аттика на заднем фасаде.


05. Сын Ивана Ивановича, Николай Иванович Тулинов (1810-1854), занимал должность губернского предводителя дворянства. Типа Кисы Воробьянинова значит. При нём богатое убранство особняка приумножилось в разы.


06. Кстати, вы ничего интересного на предыдущей фотографии не заметили? Ну, в смысле, что-нибудь по-интереснее чайника?


07. Вот и я тоже. Но не таковский человек Лёха.


08. Николай Иваныч, большой затейник и холостяк, устраивал в особняке не только домашние театральные представления,
но и настоящие оргии, украшенные живыми статуями. То бишь натурщицами, поставленными в нишах стен. Например, в этой.


09. Или в этой. Так же на фото можно наблюдать попытку усиления разваливающихся стен с помощью швеллера.


10. С 1856 года владельцем усадьбы становится наследник Н. И. Тулинова - его племянник Филипп Николаевич Вигель (он же племянник известного мемуариста).


11. Судьба Филю не баловала. Мать умерла вторыми родами, когда он был маленьким, жена и сын тоже прожили не долго, и к старости Вигель остался совершенно один. Особняк он завещал губернскому земству с тем, чтобы там была размещена "женская лечебница с родовспоможением".


12. Земство перевело в вигелевский дом отделения губернской больницы, в том числе и родильное. Позже, в 1900-1901 годах, в усадьбе были возведены новые постройки для "родильного и гинекологического отделения", а так же детского приюта. Главный же дом определили под губернскую земскую управу.


13. Дом подвергся капитальному ремонту и был расширен пристройкой до красной линии улицы. В 1911 году к особняку пристроили в том же стиле длинный корпус для страхового отдела управы.


14. После Октябрьского переворота усадьбу по традиции использовали под больничные и другие медицинские учреждения. В двадцатых - тридцатых годах в ней размещалась больница (имени Пирогова, позже "Плехановская") с хирургическим, гинекологическим и родильным отделениями. Советская власть превратила в общедоступный родильный дом главное усадебное здание, невольно исполнив желание Вигеля как никогда точно.


15. После Великой Отечественной войны воронежские власти и архитекторы восстановили и ценный памятник культуры, и роддом, просуществовавший здесь до 1988 года. Затем уникальный особняк передали под одно из отделений онкологического диспансера. Здание пустовало и ветшало несколько лет. В 2001 году лёд тронулся и начались реставрационно-изыскательские работы. На фото вы видите результаты непосильного 9-летнего труда.


16. Впрочем, конечно, острый жилищный вопрос насущнее. Подождём, может и народятся в тех новых квартирах новые Вигели, разбогатеют и подарят горожанам капитальный ремонт особняка.


17. Мы же, в поисках привидений приключений на свои задницы продолжаем бродить по бесчисленным квадратным метрам особняка, встречая по пути обычные и не очень предметы.


18. Странную деревянную конструкцию непонятного назначения.


19. Металлическую конструкцию понятного назначения.


20. Заботливо сложенный доисторический паркет.


21. Выпотрошенные электрошкафы.


22. Диваны.


23. Матрасы.


24. Валенки.


25. Стеклотару.


26. И прочий разнообразный хлам.


27. Впрочем, бойцам невидимого фронта ещё есть чем поживиться. Если, конечно, донесут.


28. Стараемся перемещаться по-аккуратней. Местами встречаются внезапные засады. Как над головой, так и...


29. И под ногами.


30. Неужто клад искал кто-то?


31. Некогда просторные залы разгорожены разнообразными перегородками в стиле "я её слепила из того, что было".


32. И так тоже.


33. Комната - мечта мазохиста-клаустрофоба.


34. Не знаю, обратили ли вы внимание, что лучше всего у реставраторов получилось сбить почти везде штукатурку.


35. Между делом, в одной из комнат, обнаруживается достаточно узкий, но всё таки залаз в подвал.


36. Потом чуть по-шире. В том смысле, что в другой комнате как бы совсем отсутствует перекрытие цокольного этажа.


37. Чешем репу и решаем, что вряд ли привидения будут жить в холодном и сыром подвале. Там скорее трупы убиенных собак, бомжей и гастарбайтеров. Или даже крысы и вообще как-то оно ссыкотно.


38. Нам бы в небо. В смысле на чердак. Вот уж где наверняка можно застать врасплох привидение или даже карлсона.


39. Ага, разобран потолок.


40. Не, высоковато. Не допрыгнем.


41. ВНЕЗАПНЫЙ кадр места съёмки предыдущего. Технические моменты залаза по традиции пропускаю.


42. Привидения, ау?!


43. Вылезаем по очереди на крышу. Холодно, низко...


44. Возвращаемся назад. На чердаке всяко теплей и антуражней.


45. Только немного ссыкотно хаотично провисших тут и там проводов. Ну, и общего обрушения тоже. Поэтому стараемся передвигаться предельно осторожно. Это вам тут всё видно как на ладони, потому что выдержка 15 секунд и сопутствующее высвечивание всех углов фонариками.


46. А на самом деле вокруг темнота и всяко-разные засады.


47. Как-то незаметно мы добираемся до чердачного сектора, где почему-то ощутимо теплее, чем в остальных. Лёха высказывает гипотезу, что мы уже над действующей частью здания, то бишь онкологическим диспансером. Скорее всего так и есть. Передохнув, решаем выбираться обратно.


48. Причём другим путём. Находим чёрную лестницу.


49. Которая постепенно приобретает жёлтый оттенок, но всё таки выводит нас наружу.


50. Кстати, на радость нам, как первооткрывателям этого urbex-объекта, это единственная встретившаяся нам тут "наскальная живопись", что как бы говорит нам, что даже вездес(с)ущая местная школота сюда не добралась. Ну, и в завершении отчета желающие могут посмотреть самопальный видос, который я смастерил на коленке из нескольких роликов, снятых на объекте.


image Click to view


Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.

Отчет, РФ/Воронеж, Заброшенное, РФ/Воронежская область, Фото, Другой Воронеж, Экскурсовод на полставки

Previous post Next post
Up