Вдруг узнал, что к нам в Питербурх едет.. Гардинер! С Монтеверди-хором и «английскими барочными солистами». Ах, ах.. Билеты проданы, но на сайте неожиданно вдруг замаячил один за 3500, из рубрики «почувствуй себя средним классом».. ;)
Купил, сходил. Увы, не почувствовал, как это ни странно. То есть Гардинер, конечно, на месте - и вместе с ним форма, динамика, самоотдача, очередь за автографами. Но вот всего остального, по моему скромному имху, как-то не доставало.
Для начала - никакого Монтеверди-хора, вместо него - молодежный хоровой ансамбль из 20 человек, скромный для филармонического зала и подозрительно пестрый по тембру. Я, конечно, понимаю, что мало кто из прежних хористов дожил со времени основания коллектива до сегодняшнего концерта, но всё-таки вот эти вот юные крикливые девушки, поющие открытым, почти белым звуком - это не Монтеверди-хор, извините. По крайней мере каким мы его представляли.. Баланс хора выстроился только к концу концерта и только на пиано. Чуть поддавали громкости - сразу вылазила какая-то карикатурная простота (которая, как известно, хуже воровства). А хотелось вместо нее все-таки чего-то поискушенней..
Во-вторых, никаких «английских барочных солистов» - это же вроде целый оркестр, хыть и камерный? Увы, сегодня от него было лишь пять представителей - одинокая челла, контрабас, лютня да арфа, ну и еле слышный клавесин. Фсё. То есть то, что не мешает петь небольшому хору. Суммарно вышел этакий Гардинер light 5.0 - видимо, с учетом британских санкций против года музыки Великобритании в России..
Понятно, что я немного утрирую, но в целом как-то разочарован прозаичностью происходившего. Исполняли не барокко, а скорее позднее Возрождение - мессу Монтеверди, ораторию Кариссими «Иевфай», юношеский антем Перселла и столь же юношескую Stabat Mater Д. Скарлатти. Ну да, спели. Неплохо. Наши хоры поют не хуже (а иногда и лучше). Ну да, интересно следить, как Кариссими пробует озвучить текст еще вчерашним (флорентийским, как сказано в программке) языком, где звуковое усиление текстовых смыслов скорее служебное и количественное (громче-тише, ближе-дальше, мягче-жестче), нежели содержательно-самостоятельное. Ну да, музычка небезынтересная, но «додраматическая» и досемантическая (в сравнении с барочным языком), для моего измученного я представляющая скорее исторический интерес. И для ближних слушателей тоже, судя по глубокому сну соседки слева и постоянному шуршанию программкой соседки справа.
В общем, мне кажетсо, что на 3500 не наиграли
В очередь за автографом тоже чот не захотелось..
Аааа.. /сдержанно рыдает/