Вам Верди или сыграть?

Jun 18, 2015 04:03

В кои-то веки в Мариинке вновь наступила премьера - и сразу «Падшая с высоты, или Травиата». Ах, ах. Поставленная не бродячим шиканедером, зашедшим погреться на диван для прослушиваний, а прямо-таки дщерью самого Шолти - дирижера, на концерте которого мне (подобно итальянцам) хотелось от восторга снять туфли и закинуть их на сцену! А ну как папин талант передался зигзагом по наследству? Как не пойтить. Насладиццо до боли знакомым Вердием и заодно уточнить диагноз героини, коий вдруг активно стал обсуждаться в околомузыкальных кругах (всё-таки чахотка или, к примеру, рассеянный склероз?). Причём сёдня падшую взяла на поруки сама наша главная маэстра и несмотря на банальное умца-умца собственноручно промахала весь спектакль.

Итак. Клава Шолти не стала мучить зрителей переносом действия в бетонный публичный дом им. Маркиза де Садомазахера или облезлый психдиспансер в российской глубинке. Тётенек в зале порадовали нормальным зрелищным спектаклем вполне тулузлотрековского толка - париж, шантан, болтан и прочие вдовы клико. Даже стильненько: мировое чрево представлено вместительной вращающейся каруселькой с комнатками, уместно мутирующими то в гостиную, то в столовую, то в будуар, то в дачу. Только Виолетта собирается уединиться в уборной - раз, и уборная уже повернулась к лесу задом, а к зрителям передом. И мы всё про девушку знаем. Удобно. К тому же в духе времени это визуально раскрашено живой подсветкой - листья у деревьев колышатся, вишня цветет в 3D, тучи бегут. Красота. Фонтазие постановщицы истощилось только к третьему акту, когда Альфред сдуру позвал всех для оскорбления нещастной героини. Тут наступила куча-мала, ху есть ху стало издали неразборчивым, на крыше балаганчика две гимнастки зачем-то стояли на головах, раздвинув ноги трусами вверх. Ну да ладно, с кем не бывает - сюр быстро прошел, в финале куртизанка покидала бренный мир снова во вполне реалистичной обстановке. Кашлянула пару раз (для точного диагноза недостаточно - может, просто поперхнулась от микстуры).
В общем, нормальная такая сценография. Вполне могла бы стать фоном для шедевра.

А вот с шедевром вышли проблемы. Обычные, ставшие уже общим местом. Скажите честно - вы можете себе представить, чтобы маэстра сидела и разучивала стретту интродукции с хором так, чтобы они спели ее вместе? Нет? И я не могу. И маэстра не может! Поэтому стретту спели как бог на душу положит. А положил её всевышний, каналья, наперекосяк. Заодно угробили остальные хоры для телодвижений с пением вроде цыган или матадоров.
А можно помыслить, чтобы падшую девушку заставили несколько раз петь в конце первого акта финальный ля-бемоль так, чтобы по высоте он совпал с оркестром? Ну нет, не садисты же мы. И маэстра не садист! Девушка тяжело больна, не нужно ее мучить ля-бемолем, сойдет и простое ля, при лихорадке любого происхождения плюс-минус полтона проходят для организма малозаметно.
Или, скажем, можно вообразить в самых светлых грезах, что оркестр под управлением Валерия О! Бисаловича сидит и учит последний аккорд в какой-нить постлюдии так, чтобы он был похож на сбалансированное трезвучие (ну любило это странное Верди трезвучия, у всех свои недостатки)? Двух мнений быть не может - это невообразимо. Поэтому вместо простого трезвучия звучит некое хз что. Какая-то кривая квинта с торчащей, как у пикассо, пятой ступенью. В общем, с одной стороны хорошо, что уровень оркестра позволяет играть трезвучия с листа, в другой - все-таки иногда этим фиговым листом нужно срам-то прикрывать . Если хочется по-гамбургскому счету, а не по принципу «вам Верди или сыграть?».
Что до певцов, то в целом всё не безнадежно. Очень понравилась Оксана Шилова (Виолетта) - голос красивый, фактуристый, живой, оттенков много, разные меццовоче представлены в изобилии. В целом зачот, вывезла на себе весь спектакль. Разве что киксанула в первом действии, как уже сказано, на ля-бемоле, да верхний ми-бемоль вообще опустила (но его компоузер вроде как и сам не планировал).
Илья Селиванов (Альфред) - никакой. Совсем. Вялый тюфяк с небольшим лирическим голоском и непонятно-куда-деть-руками. Ясно, что его возлюбленная инфицирована - подходить к ней нужно бочком и в губы не целовать, но к чему тогда этот весь маскерад про морковь? Это ж не пылкий влюбленный, а какая-то смесь Харпо Маркса и Подколесина. Технически тоже почти полностью не справляется. Для магаданского театра оперы и балета может и сошол бы, но на фоне домингов и прочих этуалей - полный низачот, децкий сад.
Жермон (Марков) плотно и стандартно давил на психику, остальные - серединка-наполовинку, по сути ничем не выделялись вообще.

Ну вот так вот примерно.
В целом для одноразового семейного просмотра и селфи на фоне сваровски годится, впереди еще несколько разных составов - вдруг по ходу распоются ))

муsic, микроцефалия, present perfect, artefuckt

Previous post Next post
Up