Необходимость общедоступного тоннеля под Невой обсуждается с 1814 года. В 1819-м по заказу Александра I проект тоннеля в районе нынешнего Благовещенского моста был готов, его выполнил английский инженер Марк Брюнель. Проект был реализован, но в другом городке - Лондоне, где Брюнель на базе петербургских идей построил за 17 лет (1825-1842) тоннель под Темзой, благополучно существующий поныне.
Через 200 лет дебаты о тоннеле в Питербурхе продолжаются: 7 лет (2006-2013) обсуждался и проектировался очередной проект - Орловский тоннель под Невой в районе Смольного, длиною 3,4 км, о шести полосах, пропускной способностью 60 тыс. машин в сутки и стоимостью 54,6 млрд. руб. (к этому времени в Норвегии за 5 лет построили на полуторакилометровой глубине автомобильный Лаэрдальский тоннель протяженностью 24,5 км стоимостью 125 млн. $, или 3,8 млрд. руб., соединяющий два городка с общим населением 4 тысячи человек, в сутки по нему совершенно бесплатно проезжает около тысячи машин).
Нынешний городской голова
вначале недолго помечтал о том, что Орловский тоннель хорошо бы сделать длиннее спроектированного, чтоб со Свердловской набережной выйти прямиком в район Лиговки «поближе к Московскому проспекту» (зачем нормальному человеку для переправы с одного берега на другой выныривать через 8 км. в районе Московских ворот, не разъяснялось - вероятно, для ускорения попадания в Кремль). Прежний готовый проект заблокировали, контракт расторгли, и городские умы нацелились на новую стройку - теперь уже с материка на В.О.
Пока что обмозговывают, не начать ли копать в 2018 году (али подождать, пока тоннель намолят афонские старцы). А воз, как гриццо, и ныне.. и вовеки..