Моря, океаны, путешествия, приключения, пираты, новые земли - все это рисует воображение при виде парусника или уходящего вдаль океанского лайнера, при звуке корабельного колокола или крике чаек. А у какой юной барышни не замирало сердце при виде идущего вразвалочку по улице военного моряка в клешах и бескозырке? Испокон веков покорители больших и малых морей вызывали, по меньшей мере, уважение у простых, земных людей. Ведь это они
первыми узнавали, что за морем вовсе не край земли, а другая земля и другие люди. И мифы о живущих где-то «на краю» земли чудовищах развенчивали тоже они. Они сначала надеялись найти чудесную страну из золота и драгоценных камней, а потом понимали, что ее нет… И, если у обычного человека от качки может начаться морская болезнь, то моряки больны морем, и не могут жить без него. Ведь не случайно эти люди в море «ходят», тогда как все остальные по нему «плавают». За всю историю человечества, кажется, только один человек мог ходить по воде, аки по суху. А они ходят…
Если простой смертный «отдает концы», то он покидает грешную землю навсегда, а если матрос слышит команду «Отдать концы!», то он всего лишь отвязывает канаты, соединяющие судно с «большой землей», и корабль уходит к чужим берегам, а провожающие на берегу небезосновательно надеются на скорое его возвращение.
Ребенок, разбивший, скажем, стеклянную банку, в которой мама или бабушка намеревались засолить огурцы, или уничтоживший какую другую склянку, скорее всего получит от ближайших родственников нагоняя. Но когда на корабле «бьют склянки», значит, прошло полчаса после последнего их «боя». В давние времена счет времени на кораблях велся по песочным часам с получасовым ходом. Каждый раз вахтенный матрос, переворачивая часы-склянки, бил в корабельный колокол - рынду, от одного - при первом переворачивании, до восьми раз - при последнем за свою вахту. Через четыре часа вахта менялась, и уже другой матрос отбивал склянки. А банку во флоте разбить невозможно, потому что это скамейка, например, в шлюпке, и потому её можно разве что сломать или «обанкротить», если это сделает итальянец.
Сама шлюпка - корабельная лодка, спускаемая при необходимости на воду, может быть разных типов: от большого многовесельного баркаса до маленьких трех-пятиметровых тузиков и яликов. Кошку, находящуюся в шлюпке, не стоит гладить, хоть она и имеет от трех до четырех лап, но является вовсе не милым домашним животным, а шлюпочным якорем.
На кораблях, и раньше, и теперь, не принято мыть пол. Но любой матрос знает, что значит и сколько сил стоит надраить палубу до блеска. А если не до блеска? Тогда, возможно, придется передраивать… А если передраить, то можно ли её совсем задраить? Нет. Потому что задратить можно только люки или иллюминаторы на судне. Задраить, значит - плотно, герметично закрыть. Иллюминатор - это круглое окно на судне, а люк - такая же по форме маленькая дверь, больше похожая на лаз.
Для большинства народонаселения планеты Кингстон ассоциируется со столицей Ямайки, а для моряков еще и с клапаном в подводной части судна, служащим для доступа забортной воды внутрь или для откачки ее обратно в море или океан.
…Давным-давно, когда на судах основным движителем было весло, а число гребцов на самых больших из них исчислялось сотнями, возникла потребность добиться синхронности их работы, ритмичного темпа гребли. Только так можно было обеспечить необходимую скорость и маневренность тогдашних кораблей. Нужный ритм в действиях гребцов обеспечивался звуковыми сигналами. Как правило, их подавали свистком, флейтой или гонгом. С появлением парусного флота роль звуковых сигналов, предваряющих команды, возросла еще более. Тогда-то и родилась дудка-свисток особого устройства для подачи сигналов на корабле. История сохранила бесспорный факт - еще в XIII веке дудка употреблялась крестоносцами для вызова команды корабля наверх при схватке с противником на абордаж. Тогда же и возникла команда «Свистать всех наверх!». И мчались матросы и офицеры из трюмов, кубриков и кают на верхнюю палубу…
Каюта - жилое помещение на корабле, обычно для офицеров и капитана, а также для пассажиров. Кубрик более просторный, но и «плотность населения» в нем рядового состава более высокая. А трюм, находящийся палубой и днищем, используется для размещения груза, котлов, двигателей и т.д.
А если бегут наверх или вниз, то по лестнице? Нет. По трапу, но очень уж напоминающему лестницу.
А если всю команду капитан собирает, то возможно предстоит спешная, неотложная работа на судне - аврал. Быть может, тревога, а может, прибытие высокого гостя ожидается в ближайшее время. И тогда команда драит, красит, жвачит… Жвачит - тоже красит, но с помощью жвачки. Ведь жвачка на корабле для того и предназначена, потому как представляет собой комок пакли, обвернутой в ветошь. А употребляется для подновления наружной окраски корпуса судна путем втирания краски. Для этого жвачку макают в краску и затем протирают ею досуха обновляемую окраску.
А где команда проводит свободное время или просто обедает? В кают-компании. Здесь же проходят совещания и другие мероприятия. Пищу для команды и пассажиров кок готовит на камбузе. В современном понимании камбуз означает помещение на судне, в котором производится обработка и приготовление пищи. А изначально это была чугунная плита для приготовления пищи личному составу судна, помещавшаяся на парусных судах в носовой части. Само же помещение, где помещался камбуз, называлось кухней.
… Вообще же морская терминология обширна и многообразна: от аака - одномачтового плоскодонного судна, использовавшегося на Нижнем Рейне для перевозки вин, до яхты-галеоса - небольшого парусного судна, имеющего большую и малую мачты. Одних только названий парусов и мачт сосчитать - пальцев не хватит…