Духовная сторона Муай Тай: ритуалы, верования и обычаи

Apr 13, 2015 11:01

Тайцы верят в духов. Эти верования имеют слабое отношение к буддизму (предполагаю, что не имеют никакого вовсе), но на протяжении веков, поколения тайцев передают друг другу эти суеверия и страхи. Тайская культура вообще полна суеверий и ритуалов.

Они традиционно верят, что невидимые духи населяют Землю, что они бродят повсюду. Духи бывают плохие, а бывают хорошие. Плохих тайцы очень боятся, а в хороших верят, что те защищают и уберегают от бед. Люди, прожившие хорошую жизнь, перевоплощаются в следующую, а духи плохих людей так и блуждают в этом мире и должны заслужить возможность уйти уже в форме призрака.

Вот почему в Таиланде на каждом углу вы видите так называемые «домики для духов», традиционно - возле каждого дома, тайцы делают им подношения и разговаривают с ними, пытаются задобрить и просят защиты.

Не обошли эти убеждения и мир Муай Тая. Духи везде, даже в тренировочном зале. Это блуждающие духи, духи учителей, некоторые из них защищают зал, какие-то пытаются навредить.

Именно по этой причине необходимо выполнить специальные обряды перед выходом на ринг: попросить разрешения у духов на бой, умилостивить их, попросить уничтожить любое скрытое зло, способное навредить. Предполагается, что все эти ритуалы защитят бойца и приведут его к победе. Эти обычаи соблюдаются целыми поколениями - заговоры, подношения, разговоры с духами, люди вырастают с этим.

Тайские бойцы не разделяют Муай Тай, как боевое искусство, и его духовные аспекты - это одно целое, они идут рука об руку. Духовный мир - это то, что даёт бойцам корни, говорит: «Это твой дом, это твоя семья, это то, к чему ты принадлежишь». Муай Тай очень опасен, бойцам бывает страшно, им хочется найти где-то защиту и поддержку, и они находят её в духовном мире.

Духи постоянно сражаются между собой, плохие с хорошими, даже во время боя. Точно также, как бойцы сражаются на ринге, духи бьются между собой в этот же самый момент.

Я наблюдала от боя к бою, как тренер заговаривает Монгкон (повязку на голову), читает молитву перед выходом на ринг, и мне безумно захотелось в этом разобраться, понять, как это работает и зачем, ведь всё это каждый раз трогает меня до глубины души. Я нахожу эти обряды потрясающе красивыми, этим обычаям тысячи лет, они передавались от поколения к поколению, и люди до сих пор, в 21-ом веке (!), верят в это настолько глубоко, что остаться равнодушным просто невозможно. Именно поэтому я решила разобраться в этой теме и написать эту статью, благо, фотографий с иллюстрациями обрядов у меня накопилась масса.

И вот как всё это выглядит.

1. Итак, сначала выполняются стандартные и необходимые процедуры для подготовки бойца к бою (ритуалы начинаются сразу после): на руки наматываются накладки, тело бойца натирают разогревающим маслом и массажируют, наконец, надеваются перчатки. Как правило, все эти процедуры выполняет твой тренер, самый близкий и главный для тебя в этот момент человек + ещё 2-3 тренера из зала. Это очень ответственный момент, и каждому бойцу хочется, чтобы тренер, с которым он провёл больше всего времени в зале, был рядом, делая всю эту подготовку, это психологически важно.



Готово. С ублажением мира живых покончено, дальше начинается магия.


2. Пока у бойца есть свободное время до выхода на ринг, он разогревает тело и настраивается на бой, выполняя «бой с тенью», просто отрабатывает удары в воздухе. Когда время начинает поджимать, тренер приступает к своим обрядам. Первым делом на бойца надевается накидка с символикой клуба, за который он выступает, в ней боец выходит на ринг. Заметила, что это делается не каждый раз и не каждым тренером, но тут вот мой Ачан (мастер, учитель), начал аж с заговора этой накидки! Обычно её просто надевают в спешке.



3. Далее - очень важный обряд. На голову бойца надевается священная повязка, называемая «Монгкон» (Mongkon). И, конечно же, над ним тоже читаются заклинания. Тайцы верят, что Монгкон обладает магической силой. Это скрученная из верёвки, нитки и шёлкового материала повязка, с нанесёнными на неё магическими символами, часто перед боем Монгкон благословляется буддийским монахом.

Тайцы верят, что магические силы оказывают влияние прежде всего на самую высокую часть тела человека - голову, именно поэтому Монгкон был крайне важной частью боевых искусств с того самого момента, как они зародились.

Считается, что Монгкон придаст бою благоприятность, а также защитит бойца от различных опасностей и, конечно, принесёт удачу в бою. Буквально Монгкон является воплощением Святого духа, Удачи и Защиты.

Только посмотрите на лицо тренера в этот момент, как ангел же)



После короткой молитвы, тренер надевает повязку на голову бойца. Примечательно, что студенту запрещается даже прикасаться к Монгкону, только Крю (Kru - тренер) или Ачан (Ajarn - мастер, учитель) может делать это. Он будет заботиться о нём, наденет и снимет в нужный момент и будет хранить его так, как полагается.



После того, как Монгкон надет, голову бойца часто опрыскивают и поливают водой, продолжая читать заклинания.



Кроме всего прочего, Монгкон - это символ, представляющий благодарность, почтение и уважение бойца к его клубу, тренерам и семье, надевая его, боец показывает, что бой - это не только о нём одном, это о людях вокруг, которые помогли ему на его пути.

Вторым священным символом является «Пратьиат» (также встречаются названия праджет (Prajeer) и Prajioud в английском варианте), так как я умею читать по-тайски, то могу сказать, что ประเจียด читается, как «Пратьйят») - это повязки на бицепсы с двумя болтающимися концами, тоже плетутся из верёвок и ткани с нанесёнными священными символами. Но в отличии от Монгкона, они не снимаются перед началом боя, боец остаётся в них на протяжении всего поединка. Обратила внимание, что пратьиат бойцы надевают далеко не всегда.



Пратьиат является защитным амулетом, бойцы верят, что он убережёт от ранений. В древние времена пратьиат делали из куска одежды матери (платья или юбки) бойца, традиция зародилась во времена войны, сыновья уходили на войну и матерям хотелось их уберечь и защитить, чтобы однажды увидеть снова.

Цвет не имеет значения. В Муай Тай нет системы «поясов» или системы рейтинга (как, например, в джиу-джитсу или тхэквондо), вам придётся показать свой «рейтинг», вступая на ринг.

4. После того, как Монгкон и накидка надлежащим образом надеты, боец вместе с тренером отправляются к рингу. Данный обряд выполняется также далеко не каждый тренером, но вот Ачан Нын, похоже, особенно суеверен, он читает Мантру даже перед вступлением его бойца на лестницу у ринга. Обычно просто делается поклон - «вай», знак приветствия и уважения к духам, вы как бы говорите: «Сохраните меня в безопасности сегодня».



5. Боец заходит на ринг обязательно (!) только через верхние веревки, то есть перепрыгивая через них, нельзя заходить на ринг через середину, когда на твоей голове Монгкон - это к неудаче и считается признаком неуважения. Однако, заходить на ринг через верх положено только мужчинам, женщинам, напротив, разрешено проходить только через самую нижнюю верёвку. По этой причине Монгкон надевается на голову женщины, когда она уже находится на ринге.



Выйдя на ринг, боец приветствует зрителей, выполнив поклоны всем четырём трибунам, после чего накидка снимается тренером с плеч бойца.



6. Боец приступает к исполнению древнешего ритуального танца перед боем - Вай Крю (Wai Kru), это символ благодарности всем учителям и семье бойца, кроме того, он помогает размять руки и ноги, а также психологически настроиться на бой. Я уже писала про Вай Крю большой пост, кому интересно - вот он. Танец исполняется под традиционную, характерную музыку, которая звучит также и во время боя, она освобождает психику и даже немного вводит в транс. Эти движения под музыку успокаивают, помогают сконцентрироваться и придают уверенности в себе, по себе знаю. Танец обычно занимает несколько минут.



Вай Крю исполняется не всеми бойцами, это по желанию. Конечно, тайцы делают его поголовно (иногда, правда, более укороченные версии), но иностранцы могут в этот момент просто подождать в своём углу, когда противник завершит танец.

7. После Вай Крю противники приветствуют друг друга, судья объясняет основные правила боя.



8. Далее выполняется один из самых важных обрядов - снятие Монгкона с головы воина.

Перед тем, как у нему прикоснуться, тренер снова даёт бойцу попить.



И читает молитву. И это один из самых красивых и завораживающих моментов в Муай Тай для меня лично.

Я показала тренеру эту фотографию и спросила, что конкретно он говорит в этот момент. «Чёрная магия» - ответил мне он (не думаю, что имел ввиду конкретно чёрную магию, его познания в английском крайне ограничены, но это именно то, что он произнёс). Я спросила, что именно он говорит. «Ты не можешь знать» - сказал мне он. Тогда я спросила ещё раз: «Ты разговариваешь с духами? Просишь их защитить и помочь?». «Да» - подтвердил Ачан Нын.



Позже я поинтересовалась у другого тайца, с образованием и хорошим английским, менее суеверным. «Понимаешь, это очень трудно объяснить, - сказал мне он, - Всё это очень индивидуально и зависит от человека, они могут говорить много разных вещей, в зависимости от их учений и верований». В том числе это зависит от религии, у буддистов свои мантры, у мусульман - свои молитвы.

Все обряды выполнены. И, наконец, снимается Монгкон.



Монгкон нельзя хранить близко к земле - это к неудаче. Поэтому когда тренер снимет его с головы бойца и поместит на вершину их угла на ринге, считается, что там он принесёт удачу.

После того, как вся эта череда ритуалов и обрядов выполнена, бойцы, наконец, могут снова пожать друг другу руки и приступить к бою.

Важной частью культуры Муай Тай (за что я её и полюбила) является определённый кодекс чести воина - бойцы всегда остаются вежливыми по отношению друг к другу, любые оскорбления на ринге категорически запрещены, противники неоднократно пожимают друг другу руки, обнимаются после боя, а в случае нокаута победитель чуть ли не на коленях долго извиняется перед противником. Когда сражаются настоящие тайские воины, вы редко увидите в их глазах злость или агрессию. Конечно, у иностранцев всё немного по-другому, но тайские тренера максимально стараются соблюдать древние традиции и учить нас, непосвящённых фарангов.

И последний обряд после боя - выразить уважение углу противника, бойцы подходят к тренерам своего противника, делают поклон, тренер часто даёт попить из того же стакана, которым поил своего бойца.

Повторюсь, что все эти обряды - это неотъемлемая часть традионного, древнейшего искусства тайского бокса, для тайских бойцов их исполнение также обязательно, как надеть перчатки, они не разделяют духовную составляющую и сам поединок. Всё это крайне важно и священно для них.

Для написания этой статьи я перелопатила кучу материала в интернете, прочитала десятки статей. От боя к бою пристально наблюдала за нашими тренерами из моего муай тай клуба - Phuket Top Team, после этого долго сверяла фотографии разных боёв, чтобы не перепутать последовательность действий. Честно пыталась пытать самих тайцев, но это было очень трудно из-за языкового барьера и их неохотности делиться. Именно поэтому я не исключаю, что в статье возможны ошибки и неточности, и если вы разбираетесь в теме, прошу меня поправить. Я же постаралась честно и как могла в этом разобраться, чтобы пересказать, потому что в русскоязычном интернете этой информации вообще практически нет.

Лично для меня всё это является безумно интересным, и я отношусь с огромным почтением и уважением к подобным национальным традициям.


Подписаться на обновления

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

добро, внутри, таиланд, муай тай, фотки

Previous post Next post
Up