Jun 11, 2008 22:15
Сейчас все пошли смотреть «Нирвану», а я не пошел - я ее уже в декабре видел на Кинорынке, интересующиеся могут помнить, что я тогда выразился, кажется, в том плане, что феноменальная картина, побольше бы таких (только пусть меня в зале не будет). Перед показом поймал Ольгу Сутулову - она великолепна, честно, вся в белом, брючный костюм, я вам как-нибудь потом покажу фотографии (пока вы журналы о знаменитостях полистайте, там должны будут). Она, конечно, в восторге от того, что довелось работать в одном кадре с великой Самойловой, и правда - повезло девушке. Я спросил, как Самойлову уговаривали на такой грим (найдите в интернете кадры, все поймете), Ольга сказала, что все нормально было. То есть, конечно, поначалу та удивилась, зачем ей такие ресницы огромные наклеивают, но потом ей показали грим всех остальных актеров - и она вроде бы поняла, что это замысел такой (и ей еще повезло, что ее героиню режиссер, жалея, маловато накрасил).
Маша Шалаева, официально и давно уже признанная Надеждой Нашего Кино, между тем ходит в тельняшке и по-прежнему снимает себя постоянно на камеру. Думаю, это она такое мини-реалити-шоу про саму себя снимает. Ну как про Билана или про Плющенко на MTV, только вся съемочная группа - она сама. Снимает реально не переставая. Идет по лестнице - камера на себя, на сцену поднимается - камера работает, на интервью повели - скажу перед этим еще пару слов себе, любимой. Я реально застал момент, когда она сама себе в камеру что-то там ласковое шептала. Ольга, кстати, когда я ее уводил на пару слов в сторонку, реально обеспокоена была, что Маша потеряется. Я ее пытался уверить, что за ней специально обученные люди присматривают, но чувствовал при этом, что не верит Ольга в этих специально обученных людей, не доверяет им, по крайней мере.
Про саму «Нирвану» у меня вновь язык не поднимется ничего такого сказать, я просто считаю, что поклонники русского авторского кино должны ее сами посмотреть, а после серьезно подумать, так ли уж они сильно это самое русское авторское кино любят. Даже хочется потом пойти назад к кинозалу, чтобы посмотреть, с какими лицами публика выходить после фильма будет… «Самое экстравагантное кино десятилетия» - это такая слабенькая формулировочка, что у них там получилось.
Надеюсь все же, что жюри в здравом уме и обойдет эту ленту наградами - иначе реально страшно будет.
«Шультес», который показывали тремя часами ранее, оказался не столь великолепен, как ожидалось. Я перед этим видел фрагменты минут на десять - производило большое впечатление. Но так как сама картина в итоге идет несколько больше, впечатление как-то расплывается. Там вся фишка в том, что это все очень такими длинными планами - но в которых ничего не происходит, а потом бац! - ага. Я уже писал выше, что в «Плюс один» такой же прием, но там так - весело, а здесь реально - Прием, и он на протяжении всей картины работает. И это все снято как будто бы очень просто - но это та простота, которую иначе виртуозностью называют. Там есть такой кадр (герой - вор-карманник), когда мальчик-напарник отвлекает группу в кафе: встает на голову, общий план, все смотрят на него - а герой в это время сидит за соседним столиком, в правой части экрана, и аккуратно так вынимает из кармана отвлекшейся жертвы ключи от машины. Понятно, что по сюжету этого не видят те, кого обворовывают - но при этом совершенно не факт, что это в полной мере осознали зрители в зале, так красиво это сделано. И вообще - очень правильная по настроению картина.
И проблема только одна: ни о чем. Там все время есть такое ожидание, что вот сейчас что-то такое произойдет. Ну как в «Простых вещах», например (условный пример, понимаете): ля-ля-фа, а потом такое до-ре-ми-фа-соль!.. И ни фига (с интонацией Джинна из «Алладина»: НИ фига!). То есть ни катарсиса, ничего такого, чтобы: ах, ну надо же ведь, ох, ах, какое кино. И заканчивается вообще принципиально просто: камеру выключили будто бы - и все, в полной (полнейшей) тишине полезли титры. Мда…
Там, правда, есть один ход, который в принципе интересный. Я скажу о нем лишь потому, что на сайте, кажется, «СТВ» его рекламщики сами затевают: а чего это он в своей записной книжечке все время пишет?.. И это действительно интересно, но меня терзают сомнения, говорить ли об этом… Ну, значит так, кто хочет потом сам фильм пойти посмотреть - то все, переходите к другому посту, не читайте следующий абзац, там содержатся сведения, которые могут помешать вам получить удовольствие от просмотра картины…
Ну, все вот те, которые, ушли?..
А для тех, кто остался (вообще-то я подозреваю, что остались почти все, так как не очень-то верю, что вы действительно ходите смотреть русское кино, не верю, что так много среди нас героев живет) я скажу, что там есть такой момент, очень короткий. Герой едет в такси, потом вдруг набирает номер и говорит: «Костик, продиктуй мне мой адрес». И тут же все обрывается. Ну, впечатление такое, что секунд тридцать на весь эпизод - а что, почему - не понять. И вроде бы все ни к чему. Есть еще пара моментов, на которые тоже поначалу не обращаешь внимания - и только при осознании всего все в единый пазл складывается. И вот потом вдруг раздается звонок, это Паша, а Пашу мы уже знаем, он недолго, но был. А герой: «Какой Паша?..» И тут до меня доперло: он же не помнит ни хрена! Ну, совсем ни хрена, он даже про мать, которая только что умерла говорит, что жива, здорова, дома сидит. И сразу начинаешь по-новому как-то на все смотреть. И радостно, конечно, что я сам допер - ну как в «Шестом чувстве» я тоже на середине уже догадался, что он мертвый (надеюсь, все смотрели, я никого не шокировал). В конце «Шультеса» все действительно подтверждается: да, была травма.
Однако на «катарсис» это явно не тянет, увы.
Впрочем, жюри наверняка что-то даст.
Да, кстати, тут еще какая чудесная особенность, почему эти две картины так дороги «Кинотавру» и им несколько особо пестуются (хотя в отношении «пестования» я, быть может, и не прав). Дело в том, что и Волошин, и Бакурадзе - победители прошлогоднего конкурса «Короткий метр». Волошин за десятиминутную «Козу» получил Приз, а Бакурадзе за «Москву» - диплом. То есть, «Кинотавр» вскормил и вырастил, вот, смотрите, дети выросли. А если они еще и призы получат - ну вообще тогда счастьем все тут зальются.
Правда, надеюсь, призы все же не будут главными.
СТВ,
Шультес,
Бакурадзе,
Плюс один,
Ольга Сутулова,
Кинотавр,
Мария Шалаева