КИРА МУРАТОВА

Oct 02, 2007 18:18


               В прокате сейчас идет фильм Киры Муратовой «Два в одном». Притом, что я чрезвычайно люблю и уважаю Муратову, ее  «Астенический синдром», «Второстепенных людей», не говоря, конечно, о «Коротких встречах» и других выдающихся работах, эта новая ее работа… Ну, вежливо скажем, что она за гранью обсуждения. Хотя на «Кинотавре», помнится, все критики в один голос говорили, что Муратова снова показала нам блеск, что она, как и прежде, гениальна и прочим режиссерам до нее расти и расти - я думаю, все они просто боялись прямо сказать, что сдает, сдает легенда... Но к счастью, ничего этой картине на фестивале не дали. А тот факт, что ей дали «Нику» за лучший фильм стран СНГ и Балтии (для Муратовой это была уже пятая «Ника», кстати), говорит лишь о том, что наши родимые киноакадемики просто не смотрят представленных в конкурсе лент и дают награды, реагируя только на знакомые имена. Иначе, конечно ничего бы фильму не дали. Лично видел, с какими лицами выходили из зала наши «звездные», сплошь интеллигентные люди после показа ленты на том же «Кинотавре»… Неописуемое было зрелище.

Но в любом случае те, кто Муратову любит и ценят, картину должны посмотреть, чтобы составить свое мнение. Ведь всегда важно самому все понять, чем чужое мнение слушать…

Будучи в июне в Сочи, я спросил нескольких людей, которых представлять не надо, кто для них Кира Муратова. Вот такие были ответы.

Андрей Кончаловский:

«Кира Муратова вообще замечательный художник, очень верный себе, и, я бы сказал, очень безжалостный к своим героям. Но ей это можно, потому что она безжалостна к себе. Я очень ее уважаю, мне интересно смотреть, что она делает, потому что она нарушает многие законы, и это позволено только талантливым людям. В этом смысле я рад, что у нас есть такой художник в нашем кино. Талант. Большой талант».

Борис Хлебников:

«Кира Муратова - это великий абсолютно режиссер. И если б она сделала хотя бы только один фильм «Долгие проводы», то это было бы уже абсолютное открытие в кино. Она как раз из тех людей, которые делают язык кино, которые придумывают совершенно свой мир, свое чувство юмора, свою манеру игры актеров, свой метод рассказа истории, совершенно отличный от других. Любой крупный режиссер отличается тем, что у него есть свой совершенно киноязык, узнаваемый по одному кадру. Вот Киру Муратову можно узнать по одному кадру моментально - и по тому, как играют актеры, и как они проговаривают свой текст, и вот это ее как бы абсурдное чувство юмора, хотя на самом деле мне кажется, что оно абсолютно гипердокументальное.

Она великий человек и удивительный режиссер. В кино, к сожалению, есть такая вещь, непонятная мне: режиссеры очень быстро стареют, ну, своими фильмами. Кира Муратова - посмотрите фильм «Настройщик»! Дай Бог вообще всем хоть третью часть этого снять, того, что она сделала».

Вадим Абдрашитов:

«Кира Муратова - совершенно самостоятельное, отдельное, чрезвычайно выразительное явление, слагаемое современного кинематографа. Для меня Режиссёр с большой буквы - это когда я узнаю картину, когда автором картины является кинематографист, создающий свой, отдельный, принадлежащий ему кинематограф. У режиссёра это - стиль. Стиль Муратовой - неподражаемый. Ей принадлежит свой собственный кинематограф. Я к нему так и отношусь. Мне всегда интересно, что делает Муратова вот в этом своем собственном кинематографическом пространстве.

Если говорить о каких-то, что называется, фундаментальных впечатлениях, то это, конечно, ранние её картины - и «Короткие встречи», и «Долгие проводы». Особенно «Долгие проводы» - я считаю это просто выдающейся картиной. В которой режиссёру удалось вот в этом её, муратовском, условном кинематографическом пространстве, тем не менее создать мир, состоящий из абсолютно живых людей с характерами, с судьбами. Это довольно редко удаётся сделать - создать живых людей на экране, но ей это удалось. И я через много лет могу посмотреть эти картины, и они меня по-прежнему будут волновать. Я всё знаю про эту картину - я знаю, как она сделана, я ее видел уже, я про нее все знаю - но она меня продолжает волновать. Мне кажется, это потому, что это произведение относится, извините, к искусству - поскольку оно продолжает волновать.

И ее работоспособность, конечно, вызывает уважение. Я не ко всем фильмам её отношусь одинаково, но, повторяю: человек, создавший своё кинематографическое пространство, свой кинематограф - это и есть настоящий режиссёр, разумеется».

Валерий Тодоровский:

«Ну, во-первых, я родился и прожил своё детство в городе Одесса. И жил в доме, где жили работники Одесской киностудии, и Кира Георгиевна жила в этом доме в соседнем подъезде. И поэтому я, маленький, называл её тётя Кира. Это первое, что я  хочу сказать.

Значит, второе. Когда я уже потом вырос и посмотрел «Долгие проводы» и «Короткие встречи» - вот эти первые для меня её фильмы, которые до сих пор для меня являются шедевром, - я вдруг понял, что тётя Кира - очень серьёзная женщина.

А ещё я хочу сказать про Киру Георгиевну следующее. Вот есть люди-режиссёры, которые достигнув статуса классика перестают соревноваться. Ну, знаете: «Хорошо, покажу фильм на открытии… или на закрытии… или просто сделаем спецпоказ. Потому что ну как это я буду с какими-то дебютантами в одной программе соревноваться, а вдруг я еще и проиграю, придет там какой-нибудь пацан и выиграет этот конкурс…». Кира Георгиевна снимает себе в год по фильму - и со всеми соревнуется. Потому что она - действующий, живой режиссёр. И вызывает огромное уважение не только своими фильмами, но и своей позицией. Для неё кино - это её жизнь, поэтому ей ничего не страшно - ни выигрывать, ни проигрывать. Она все равно своё кино снимала и будет снимать. Я бы очень хотел вот через двадцать лет быть таким же. Очень хотел бы».

Наум Клейман:

«Кира Георгиевна вообще живой классик. Тут не может быть двух мнений. Кира - русская из Румынии. И после того, как она рассталась со своим мужем, Муратовым, она уехала из Киева именно в Одессу. Одесса была той территорией, где можно было осуществить ее замыслы и даже снимать Высоцкого, чего не разрешали в Москве.

Но Кира явление не чисто украинское. Я считаю, что это общесоветское такое явление, которое в равной степени, при каких-то обертонах украинских, все-таки относится скорее к русскоязычной кинематографии. И она остается интернациональным явлением».

Клейман, Хлебников, Муратова, Кончаловский, Кинотавр, Абдрашитов, Валерий Тодоровский

Previous post Next post
Up