«...Талал не лезет в карман за словом - и учит не только умно, но и увлекательно.
Он подмечает важные тропы («Пир во время чумы и любовь во время холеры всегда острее и монументальнее. Как любовные метания Скарлетт О’Хары на фоне войны Севера и Юга»).
На пальцах показывает, что даже в основе «Тора» лежит «скелет вполне шекспировской пьесы» («Один умирает, а бессильный Тор может лишь оплакивать отца и корить себя за свою дерзость и самонадеянность, из-за которых он теперь не в состоянии защитить семью и королевство»).
Вспоминает случаи из жизни («Однажды Жора Крыжовников пришёл с мастер-классом к студентам моего факультета МШК и возмутился: я, мол, тут курить бросить никак не могу, а люди, понимаешь ли, меняют свою жизнь на экране за два часа. Его можно понять!»).
Доказывает сказанное при помощи убедительных примеров («Если вдруг мы узнаем, что пять лет спустя Ричард Гир и Джулия Робертс испытывают какие-то проблемы в браке, - миф «Красотки» моментально окажется обесценен вместе с яркими метаморфозами героев. Всё было напрасно. Они - такие же люди, как мы, а не «больше, чем жизнь». Они наступают на те же грабли»).
Обращается при случае за помощью к великой литературе («Разница в отношении комедии и драмы к одним и тем же явлениям выражена в историях скажем, чеховского Червякова («Смерть чиновника»), который «лёг на диван и… помер» (акцент на смерти, внезапной до комичного), и толстовского Ивана Ильича («Смерть Ивана Ильича»), который умирает долго, в судорогах мучительной экзистенциальной рефлексии, сомневаясь в смысле всей своей жизни, а последние три дня так и вовсе кричит в голос»).
И находит в работе других сценаристов такие бриллианты, что с максимальным блеском подтверждают общую мысль: не останавливайтесь, пока со всей силы не выжмете из сцены всё возможное!..»
( ...читать дальше)
+ + + + + + + + + + + + + + +
Кинодрафт: «Миф и жизнь в кино» Александра Талала (избранные цитаты) «... 1. [i]«Показывай, а не рассказывай»[/i] - пожалуй, краеугольный камень любой теории драматургии. Когда «Матрица» первые полчаса вообще не объясняет, что происходит, работает именно этот принцип. Зритель собирает информацию из того течения жизни в мире истории, что видит на экране. К моменту, когда Морфеусу всё-таки приходится выступить с длительной лекцией, мы готовы услышать её, понять, принять, соотнести с увиденным.
2. [i]Вектор ожиданий[/i]: у зрителя должно быть достаточно информации, чтобы во что бы то ни стало сохранять интерес к тому, что будет дальше, но не так много, чтобы ожидания слишком точно совпадали с развитием сюжета. В случае вышеупомянутых произведений мы можем уточнить правило: у зрителя должно быть [i]минимальное необходимое количество информации[/i] для того, чтобы желать знать, что будет дальше. Чтобы сюжет не стал для зрителя сплошным мороком, чередой абстрактных образов, предполагается всё же некий уровень ясности ситуации, необходимый для сопереживания и идентификации, одними загадками не обойтись. В результате, хотя зритель понятия не имеет, как устроен мир Матрицы и почему люди бегают по стенам, он знает следующее: агенты - угроза, Тринити - против агентов, агенты преследуют ещё и Нео, а Тринити и Морфеус - (вроде бы) союзники Нео...»
(
...читать дальше)