Великобритания, реж. Ричард Айоади, в ролях: Джесси Айзенберг, Миа Васиковска, Уоллес Шоун, Ясмин Пейдж, Салли Хокинс, Крис О’Дауд.
Любимцы Голливуда Джесси Айзенберг, Миа Васиковска и Джесси Айзенберг-2 - в интригующей экранизации Достоевского.
Редко про какой фильм можно сказать, что его интересно смотреть с первой секунды; про этот можно. «Двойник» с лёту погружает нас в атмосферу ночного кошмара: пустая электричка, пустой вагон, к сидящему в одиночестве герою обращается незнакомец: «Вы на моём месте».
Выйти из вагона оказывается непросто, попасть на службу - ещё сложнее: Саймон появляется в офисе вот уже семь лет, но охранник то ли и правда его не узнаёт, то ли вредничает и придирается, каждый раз заставляя выписывать пропуск. Аналогично - с корпоративом, «балом Полковника»: никто туда и идти-то не хочет, а его - принципиально не пускают. И даже в кафе игнорируют, принося воду вместо заказанного сока. «Человек-невидимка», - отзываются о нём коллеги. «Ты не в себе?» - спрашивает его слегка обезумевшая мать.
Единственное удовольствие в этой странной работе (все заняты обработкой неких данных) - минутные «свидания» с Ханной, отвечающей за ксерокопирование. Саймона можно посчитать влюблённым, можно - одержимым (он живёт напротив и подглядывает за девушкой в телескоп, подбирая даже её мусор), но сделать решительный шаг и признаться в своих чувствах он никак не решается.
Но однажды в офис устраивается Джеймс - точная копия Саймона (чего кроме него никто даже не замечает), который быстро втирается в доверие к начальству, к Ханне и к самому Саймону…
Может, и не следовало пересказывать завязку сюжета столь многословно, но признаюсь - вспоминать эту картину приятно. Вообще, давно доказана связь между качеством фильма и количеством его копий для российского проката: чем меньше - тем лучше. Но «Двойник» выделяется даже на фоне стабильно качественного артхауса: небанальная история, небанальное воплощение. Продуманная режиссура, любопытное операторское решение, магнетический саундтрек - и оригинальная музыка, и подобранные песни. Нетрудно предположить, что все создатели ленты вскоре потеряют свою «независимость» и переберутся в высококачественный мейнстрим. Хотя не удивит и возможное решение Ричарда Айоади занять в своё время место Дэвида Линча: в подобной мистической нише он запросто может стать королём.
Легче актёрам - уже признанным и, можно сказать, в профессии состоявшимся. Миа Васиковска всё решительнее заявляет о себе как о главной барышне текущего кинопроцесса, уверенно покоряя фестивальные экраны и готовясь снова отправиться в Страну чудес в образе Алисы. Для Джесси Айзенберга «Двойник» и вовсе - подлинный бенефис, позволяющий максимально полно раскрыть все способности. Если у кого и оставались на его счёт сомнения, то этой ролью (вернее, этими двумя ролями) он все их с блеском рассеивает: он может и так, может и этак - молодец, ничего не скажешь!
Ещё, наверное, следует поблагодарить Фёдора Михайловича Достоевского, адаптацией повести которого этот фильм и является. Кстати, не бойтесь: Достоевский - чтобы там не говорила школьная программа - и сейчас остаётся более чем современным, актуальным и крайне интересным автором. Так что если выйдя из зала, вы вдруг захотите ознакомиться с литературным первоисточником - не отказывайте себе в этом порыве. Не пожалеете.
«Ридус, 30 апреля 2014 года, «Достоевский снова на экране» *****
+ анонс в «Обзоре кинопремьер»: Саймон, любящий сравнивать себя с деревянным Пиноккио и переживающий, как «ужасно долго быть одному», робеет в присутствии Ханны, не в силах излить ей свои заветные чувства. Но тут появляется его двойник - решительный и смелый, который сперва становится Саймону лучшим другом, а потом отнимает у него всё, что тот так и не сумел сделать своим.
Удачная экранизация одноимённой повести Ф.М.Достоевского - не буквальная, конечно (место действия и время абстрактны), но сохраняющая Дух и Атмосферу первоисточника. Впрочем, смотреть стоит вовсе не из-за этого: фильм хорош и сам по себе, без ссылок на книгу.