США, реж. Даррен Аронофски, в ролях: Рассел Кроу, Дженнифер Коннелли, Эмма Уотсон, Логан Лерман, Дуглас Бут, Энтони Хопкинс, Рэй Уинстоун.
Новый фильм Даррена Аронофски обречён на яростное обсуждение, но вряд ли его заслуживает.
Даррен Аронофски - не просто крупный режиссёр, он ещё и «звезда от режиссуры» - недаром его имя в роликах пишется также крупно, как и имя Рассела Кроу. Таких звёзд, способных привлечь зрителей в кинозалы ни сюжетом, ни актёрами, а в первую очередь собственной репутацией, на самом деле очень немного, считанные единицы. Аронофски добился этого в первую очередь своим главным шедевром - «Реквиемом по мечте» - и последовавшим спустя десятилетие «Чёрным лебедем», укрепившим его международную славу. Между этими лентами был ещё победивший в Венеции «Рестлер» и незаслуженно обруганный «Фонтан», который сам автор зачастую (и не без оснований) называет своей лучшей работой. До - дебютное «Пи», первый шаг будущего мастера к разговору с Создателем. По меркам Голливуда снимает Аронофски мало и медленно. Зато по меркам Вечности он явно заслуживает того, чтобы в ней остаться.
Очевидно, что «Ной» - проект, к которому Аронофски целенаправленно шёл все эти годы. На такую тему не начинают говорить вдруг. Тут мало продюсерского расчёта: мол, Библия рулит, надо срочно снимать блокбастер про Всемирный потоп. Необходимо внутреннее стремление режиссёра, его уверенность в том, что ему есть, что сказать. Несомненно, он знал, на что шёл.
Как знал и то, что «Ной» в плане «скандальности» начисто «перебьёт» все прочие его достижения. Какие там наркоманы, какие балерины! Когда речь заходит о том, что знают якобы все, у всех найдётся, что противопоставить по части описываемых событий. Ведь почему Расселу Кроу так важно было добиться приёма у понтифика - слова «Всё так и было», сказанные некогда Иоанном Павлом II о «Страстях Христовых», сделали тому фильму, считай, всю рекламу. Признание «Ноя» на высшем уровне не просто даёт «зелёный свет» прокату, но, считай, обязывает теперь каждого католика заплатить за билет.
А могло ведь получится и иначе - и дорогостоящий ковчег пошёл бы ко дну, так и не всплыв на поверхность. Это тем более вероятно, что с творческой точки зрения новый фильм - самая слабая работа Даррена Аронофски. Рискованное сочетание религиозной составляющей и высокотехнологичного подхода обернулось довольно вялым по драматургии действом, с не самыми убедительными психологическими разработками и зачастую банальными режиссёрскими ходами. Навязываемые нам крупные планы не помогают проникнуть вглубь характеров, а личная убеждённость в правдивости рассказа не дают исторической перспективы. Глыба замысла попросту раздавила большого художника - так, к сожалению, часто бывает.
«В начале не было ничего», - сообщает нам первый же титр. Краткий экскурс в историю мироздания помогает развести два лагеря: потомки Сифа - хорошие, потомки Каина - плохие. В своих снах Ной общается с Богом. В своей реальности - с каменными Стражами, созданными, оказывается, на Второй день. Дед Мафусаил подарил райское зёрнышко - и превратилась безжизненная пустыня в цветущий лес. Спустя несколько лет, когда ковчег уже почти достроен, прилетают птицы; затем змеи; потом звери. «Мы в ответе за этих невинных тварей», - говорит Ной, обнимая супругу. «А где же наши жёны?» - волнуется Хам, переживая не из-за того, что все живущие погибнут, а потому, что лично ему не с кем будет, хм, род людской продолжить. «Доверенная нам задача куда важнее, чем наши желания», - отвечает отец, впадая чуть позже на этой почве в вызывающее смех безумие.
Но смех, конечно, не та реакция, которая должна была возникнуть. Перед Аронофски стояла неподъёмная задача: как рассказать всё это без священного трепета?!. Трепет он попытался укротить, но замену ему нашёл не самую адекватную. Многих при просмотре наверняка удивит, что сам Потоп занимает здесь лишь несколько минут - при всей долгой к нему подготовке, акцент на нём минимален. Подлинная драма развернётся потом - она-то и заставит ахнуть по-настоящему.
Ной предстаёт отнюдь не положительным героем, он не вызывает симпатии, а оценка его действий автором не располагает к сочувствию. Вопросы веры сводятся в итоге к уверенности в том, что «Он избрал меня, зная, что я доведу дело до конца». Но предложено ли зрителю поразмышлять над этим? Скорее, нет. Здесь есть материал для жгучей мелодрамы, но возможности для более широкого охвата темы словно вынесены за скобки сценария, выброшены за рамки кадра. Справедлив ли Бог? Милосерден ли? Фильм явно не об этом.
И потому самое приятное в нём - разве что новость о том, что новый мир произошел от Гермионы Грейнджер. «Ты наш бесценный дар», - говорит ей Ной; «Я рад, что этот мир будешь возрождать ты», - улыбается Хам. И вот с этим точно никак нельзя не согласиться.
«Ридус», 27 марта 2014 года, «Реквием по Ною». *****
+ анонс в «Обзоре кинопремьер»: Получив инсайдерскую информацию о готовящемся Потопе, благонравный Ной пытается минимизировать последствия для своей семьи и всяких невинных тварей.
Из Библии в очередной раз делают Блокбастер. Аминь.
+ материал о визите в Москву Рассела Кроу:«Поразительно, что люди, которые ещё не смотрели фильм, уже составили о нём своё мнение, - печально кивает актёр, формулируя собственное отношение к возникшей проблеме. - Я вижу в этом главный вызов «Ною». Тут ведь всё зависит от того, какую версию этих событий вы читали. Но поверьте, что Даррен Аронофски исследовал все существующие трактовки. И только всё изучив, он смог выразить эту историю во всей её полноте».