РОБЕРТ УИЛСОН: «Слушать - важнее всего!»

Oct 01, 2007 11:19

             Как ни странно, рассказать о самом виновнике торжества - то бишь о Роберте Уилсоне - у меня столь объемно не получится. Как-то, признаться, Яна Есипович оказалась ближе моему сердцу… Да и одно дело - привести здесь полную расшифровку самой лекции, другое - пересказывать запомнившееся. Второе, на мой взгляд, не самое благодарное занятие, на какой-то конспект может смахивать… Но кое-что в голове все же засело.
            Суть рассказываемого (лекция продолжалась часа полтора) сводилась к тому, как он, Уилсон, до жизни такой дошел. Что, так сказать, послужило истоком его вдохновения. Тут было чрезвычайно странным узнать, что виновником появления столь крупного художника, как Роберт, оказался… чернокожий глухой пацаненок. В 1967 году, когда Уилсону было 26 лет, он обратил внимание, как полицейский бьет на улице 13-летнего негритенка - и со всей гражданской ответственностью заступился за малыша. И не только отбил его у блюстителя закона, но и вообще усыновил. То есть буквально, через суд, мотивируя свой странный поступок тем, «что у него есть чувство юмора».

Последующие наблюдения за подопечным и привели к созданию той художественной основы, на которой базируется все дальнейшее творчество Р.У. Как говорит сам благородный опекун, встреча с этим глухим мальчиком стала вторым по важности событием в его жизни - из числа тех, что имеют отношение к его сегодняшней деятельности (простите, я не смогу вспомнить, что же было первым). Работая с ним, Роберт ставил непрекращающиеся эксперименты со звуком и движением - причем Мэтр совершенно очаровал публику тем, что не уставал демонстрировать, как это все было. Любопытствующие могут пройти по прилагающимся где-то здесь двум ссылкам (у меня, к сожалению, не получается разместить это прямо здесь) и посмотреть ролики с двумя фрагментами лекции - очень показательные, надо сказать, получились моменты, держитесь за стол руками покрепче.

В 1971 году они на пару поставили пьесу, которую написал собственно мальчик. Она длилась семь часов и была полностью немой. Уилсон и сам удивляется тому, что это их безобразие пользовалось в Париже оглушительным успехом (судя по всему, мир начал сходить с ума гораздо раньше, чем нам это сегодня кажется). Товарищи на этом не остановились и впоследствии, если я ничего не перепутал, поставили опыт над зрителями, длившийся уже целых 12 часов. Учитывая, что также Роберт проповедует идею неподвижности (мол, нечего актеру взад и вперед ходить по сцене) и как девизом своего творчества ставит фразу «Слушать - важнее всего!», совершенно не удивительно, что Яна не смогла вспомнить, о чем был его спектакль, который она посетила несколько лет назад; хотелось бы посмотреть на того, кто это бы вспомнил…

В общем, итогом многолетнего общения с глухим мальчиком стали те видеопортреты, прийти посмотреть на которые нам сегодня и предлагается. Вручение Нобелевской премии за гуманное отношение к чернокожим глухим, надо полагать, задерживается по чисто техническим причинам.

А Рэймонд (так зовут того самого глухого) живет и работает в Нью-Джерси, у него все хорошо.

Смотрите второй фрагмент лекции Уилсона!
http://video.mail.ru/mail/mumluk/wilson/8.html 

Яна Есипович

Previous post Next post
Up