Харламов, Хейердал, Гослинг (обзор кинопремьер)

Apr 19, 2013 11:16

«…Здесь радуют элегантно поданные признаки времени: эскимо за 11 копеек, петушок на палочке. Мигом расставляемые приоритеты: «Тарасов - самый мощный советский мужик после маршала Жукова (Ленина я не беру)»; «Люди, чтоб на ЦСКА посмотреть, по три рубля платят»; «На тебя вся страна смотреть будет, как на Гагарина!». Эффектные эпизоды: бег с быками; Харламов с другом лезет по тросу между двумя башнями ТЭЦ; минута, данная игроку на доказательство своей профпригодности («Это целых 60 секунд. Хорошая шайба за это время долетает до Владивостока»). Умело расставленные по всему пространству картины рифмы и переклички: быки и дрожащий от их бега стакан снова всплывут в финальном матче; фраза «Можешь или не можешь - это всегда тебе решать» - повторяющийся рефрен; через весь фильм проходят шутки про зуб Гусева (ведь мелочь, деталь - но как играет!). Удачно подобранная лирика - причем это касается не только обязательной любовной линии, но и момента, когда хоккеисты пишут на клюшках имена тех, за кого играют: Катька, Настька, Батя, Мамулька, Ира. Ласковый юмор - связанный, например, с образом импульсивной и чрезмерно заботливой матери (Александра Грепи): «Давай я сама поговорю с этим Тарасовым!» - «Нет, мам, Тарасов мне живой нужен» (но она таки несёт свой пирог тренеру)…

...Свою картину Сиенфрэнс (придётся постепенно заучивать это имя) выстраивает отнюдь не по привычным лекалам, предпочитая рассказывать короткими, иногда даже сверхкороткими сценами, укладывая порой в пару минут то, на что другим понадобилась бы добрая четверть часа. Поначалу даже складывается впечатление, что это не фильм, а тезисы к фильму - которое, впрочем, пропадает, когда начинается собственно то, ради чего всё и затевалось. При выходе на магистральную линию темп замедляется, а сама история начинает обретать формы большого киноромана - основа которого словно бы взята из произведений Фолкнера или Стейнбека, или писателя, близкого им по таланту.

…Имеется выдающийся эпизод, когда один из мореплавателей мстит за съеденного акулой попугая: он ловит эту тварь голыми руками, вытаскивает её на плот и забивает едва ли не кулаками (так и вспоминается телерубрика «А вам слабо?»). Однако каких-то необычайных высот повествование тут всё-таки не достигает - оставаясь приятным, но точно не эпохальным произведением. Возможно, тут не хватает самого главного - ощущения невероятности пути, проделанного командой «Кон-Тики», взгляда на это событие непосредственно из 1947-го года.

…Напряжённых сцен здесь мало, зрелищных - и того меньше. Как детектив это тоже не ахти, как баллада о мести - тем более. Здесь чувствуется амбиция, но не видно умения - без которого всё распадается, решительно отказываясь складываться в некую цельную картину.»

Козловский, киноведческий обзор, Легенда №17, Меньшов, Меньшиков, Ридус

Previous post Next post
Up