Соловьёвская «Анна»: а помнишь, как всё начиналось?..

Mar 05, 2013 00:57

Учитывая ситуацию, нет резона не перепостить у самого себя пост трехлетней давности - со статьей восьмилетней давности о событиях с девяти-десятилетним сроком.

Оригинал взят у mumluk в Пропавшее кино Сергея Соловьева

«АННА КАРЕНИНА»: ВСЯ ПРАВДА О ПРОЕКТЕ (вернее, четвертинка правды; текст 2005-го года)

Вот уже давным-давно, казалось бы, должен был пройти по телеэкранам сериал «Анна Каренина» в постановке известного кинорежиссера Сергея Соловьева. Премьеру обещали сперва на сезон 2003-2004гг., потом перенесли на 2004-2005… И вот уже начинается новый телесезон, а обещанного сериала все нет и нет. «***» задался вопросом: когда же Анна, наконец, ляжет на рельсы, и выяснил, что съемочный процесс картины по-прежнему, как это ни удивительно, находится практически в зародышевом состоянии.

Тут необходимо немножко напомнить читателю, про что, собственно, разговор. Перенести великий роман Льва Толстого на киноэкран Сергей Соловьев мечтает на протяжении едва ли не всей своей творческой жизни. Прочитав лет в шестнадцать эту книгу где-то за сутки, Соловьев раз и навсегда попал под волнующее очарование текста - и образа главной героини, конечно. Не то чтобы он что-то имел против фильма Александра Зархи 1967-го года - того, где заглавную роль блистательно исполнила Татьяна Самойлова. Нет, просто каждому режиссеру всегда хочется рассказать свою любимую историю по-своему.

Впрямую к экранизации Соловьев приблизился в начале 1990-х годов. Уже тогда проект существовал в двух вариантах: собственно кино и телесериал на восемь серий. Подготовительная работа была проделана огромная: помимо двух написанных сценариев, были нарисованы десятки эскизов костюмов (кое-что даже успели пошить), детально разработаны планы декораций. «Связь времен» олицетворял собою работавший на картине Зархи художник Александр Борисов. Сотрудничая с Соловьевым с первой его полнометражной картины, Борисов легко согласился на предложение режиссера создать новый, совершенно отличный от предыдущего, мир Москвы и Петербурга Анны Карениной. Правда, на сей раз, учитывая возраст, художник взялся за работу вместе со своим учеником и полноправным соавтором - Сергеем Ивановым («Последнего героя» помните? все то, что вы там видели - его рук дело).

Все застопорилось по извечной и мучительно банальной причине - отсутствие денежных средств. Вернее, деньги были, но в те времена их хватило бы только на одну эту картину - и ни на что тогда больше. В принципе, Соловьев легко мог воспользоваться своим тогдашним высоким статусом Председателя Союза кинематографистов (после него, последние лет восемь, эту должность занимает Никита Михалков). Тем более что уверенность в зрительском успехе картины у него была почти стопроцентная: режиссеру казалось, что именно в начале 1990-х история адюльтера замужней женщины с бравым офицером способна отвлечь народ от собственных жизненных трудностей и приобщить его к подлинной, высокой культуре. Направив денежный кран в свою сторону, он спокойно снял бы свою «Анну Каренину» еще тогда, и сегодня мы бы уже знали ее по кадрикам. Однако, по словам самого Сергея Александровича, на такое «самоуправство» он пойти был не способен.

Собравшись с духом, Соловьев пришел к министру кинематографии Армену Медведеву и сказал горькие слова, на которые редкий человек вообще способен: «Закрывай меня. Если только я один снимать буду - что скажут коллеги?..». Чтобы впустую не пропал труд «однополчан» по картине, Соловьев попытался запустить в производство историю из той же эпохи - о любви писателя Ивана Тургенева и певицы Полины Виардо. Те же костюмы, те же декорации, только проект немного поскромнее. Что-то даже успели снять. Затем финансирование окончательно прекратилось, и оба фильма на долгие годы законсервировали.

От «Анны Карениной» на пленке остался только десятиминутный ролик с кинопробами. На роль Анны тогда пробовалась не только постоянная актриса фильмов Соловьева Татьяна Друбич, но и несправедливо рано ушедшая от нас Ирина Метлицкая. Вронским в равной степени могли стать как Андрей Руденский, так и Александр Домогаров. Карениным - Олег Янковский, Леонид Филатов и даже… Петр Мамонов. В роли маленького Сережи выступила, кстати, дочка Соловьева и Друбич Аня. Время от времени режиссер показывал эти пробы на различного рода вечерах, пытался привлечь к застопорившемуся проекту внимание если не государственных чиновников, так хотя бы общественности, но…

В мае 2003-го года, на волне бешеной популярности телеэкранизации «Идиота», Соловьев решил заняться возрождением картины вплотную. Но приблизительно в это же время появились сообщения о том, что режиссер Юрий Мороз и продюсер Валерий Тодоровский (который, опять же, имел все основания записывать успех «Идиота» в свои активы) разрабатывают собственную версию классического романа. Не медля, Соловьев связался с Тодоровским и показал ему упоминавшийся выше ролик, в срочном порядке вызволенный с архивных складов «Мосфильма». Тодоровский посмотрел, высказал свои восторги по части картинки - работы оператора Юрия Клименко, взял почитать сценарий… Но тандем не сложился. Тогда Соловьев связался с Первым каналом, руководство которого и ранее неоднократно предлагало ему на выбор различные сериальные проекты. И Константин Эрнст, и Анатолий Максимов к затее отнеслись благосклонно, попросив при этом переработать сценарий телесериала с восьми серий до пяти. Против режиссерской киноверсии они также не имели ничего против. Как говорил Соловьев, к возможному соревнованию с Россией на Первом отнеслись либо просто спокойно, либо вообще равнодушно. Вопрос, чья «Анна Каренина» окажется в кинематографическом плане лучше, в ходе обсуждений даже не стоял. «Каренинские» вести с России вскоре приходить перестали.

В течении лета 2003-го Сергей Соловьев активно перерабатывал сценарий, причем успел сделать это целых два раза. В первую новую версию он ввел фигуру рассказчика - то есть, самого Льва Толстого, якобы читавшего роман домочадцам. В чем-то подобный ход был интересным, но по сути своей - ошибочным. Дело в том, что сюжетная линия Левина и Кити по-прежнему оставалась (впрочем, остается и до сих пор) у Соловьева где-то на периферии. А это, если позволите, полностью расходится с концепцией романа, где Левин отнюдь не герой второго плана. Он - главный герой, носитель личных дум писателя. И было бы, конечно, странно, если бы Толстой читал роман выборочно, пропуская важнейшие для себя страницы. Рассуждая, быть может, схожим образом, Максимов попросил всего Толстого выкинуть, а долю присутствия Левина увеличить хотя бы до эпизода в каждой серии.

Осень прошла за совещаниями, формированием группы и съемочного плана. И, естественно, за новыми фотопробами. Вне конкуренции была только Друбич - Анна. Нет, еще, пожалуй, Мария Аниканова - Кити, также пробовавшаяся на эту роль (наравне с Еленой Кориковой) еще десять лет назад. Александр Абдулов, ранее предполагавшийся на роль Стивы Облонского, предположил, что по возрасту вполне годится уже и на Каренина. Соловьев от данного варианта сразу отказываться не стал и на всякий случай пригласил попробоваться на Стиву Владимира Ильина. Совершенной неожиданностью стал звонок Алексея Петренко - всю жизнь, оказывается, мечтавшего о роли Каренина. Состоялись и эти пробы - портретная фотография в костюме героя. Но расклад Каренин - Янковский, а Абдулов - все-таки Стива, режиссеру нравился все-таки больше.

Новый Левин («старым» был Александр Феклистов) нашелся совершенно случайно: однажды в кабинет зашел поздороваться Сергей Гармаш - и все тут же стало на свои места. На роль Щербацких, родителей Кити, Соловьев позвал беспроигрышную, казалось бы, пару: Людмилу Савельеву и Александра Збруева. Збруев, однако, от столь небольшой роли отказался; Эдуард Марцевич на нее согласился. Весьма удивительно было решение Соловьева пригласить на роль многодетной Долли Ингеборгу Дапкунайте (представить, что Абдулов мог изменить ей с кем-то еще, решительно невозможно). Но то ли европейская Звезда запросила слишком большой гонорар (шутили о миллионе - но была ли это шутка?..), то ли не совпали графики, - в общем, вскоре сыграть Долли попросили Анну Михалкову. Также Первый канал предлагал на эту роль Марию Порошину и Ольгу Понизову. В конечном итоге утвердили Евгению Добровольскую. Впрочем, до съемок сцен с Долли дело все равно так пока и не дошло.

Дольше всего Соловьев не мог определиться, кто же станет Вронским. В уме он долгое время держал Олега Меньшикова, но ни называть его имя вслух, ни тем более приглашать его на фотопробы Соловьев не решался. Заново были сфотографированы Руденский и Домогаров. Причем последний, будучи великолепным наездником (что жизненно необходимо, в частности, для сцены скачек), режиссера, в принципе, полностью устраивал. Но поиски все же продолжались. Среди немногих прочих приходил и Ярослав Бойко - Соловьеву он понравился, но Первый счел его недостаточно «медийным». Пиком творческих исканий стала проба на роль Вронского… второго режиссера, вгиковского студента Сергея Александровича. И не ясно, что было бы, если б в какую-то ночь не приснился Соловьеву сон - с Сергеем Безруковым в главной роли. До этого момента Соловьев его кандидатуру отвергал еще на стадии обсуждения - но вдруг неожиданно для самого себя уверился, что Вронский, наконец-то, найден. Явившись на пробы, Безруков ожиданий не подвел. Забрезжил лучик надежды, что все идет к благополучному началу съемок.

По договоренности с Первым каналом, всю производственную часть взяла на себя киностудия Никиты Михалкова «ТриТэ» в лице продюсера Леонида Верещагина. Соловьев несколько лет назад делал вместе с ними свой «Нежный возраст» и обо всех сотрудниках этой компании отзывался в высшей степени положительно. Но вместе с этим за долгими переговорами с продюсерами начало важнейшего для любого кинопроекта (тем более такого крупного) подготовительного периода постоянно откладывалось. В голове и на бумаге все давным-давно уже было - но ведь декорации должны быть еще построены, а костюмы - пошиты. А достаточного финансирования (предварительно определенного в три миллиона долларов на все) на это выделено до сих пор не было. В группе шутили, что все деньги ушли в бюджет «Статского советника», работу над которым «ТриТэ» параллельно начинало как раз в эти же дни. Когда ближе к зиме встал, наконец, вопрос о съемках натуры, оказалось, как это ни странно, что еще почти ничего не готово. Соловьев, тем не менее, еще долго не терял надежды отснять все зимние сцены на природе за один сезон.

Однако первый съемочный день состоялся лишь в начале марта 2004-го года. Левин-Гармаш встречался на московском катке с Кити-Аникановой. В Архангельском играл оркестр, томились лошади, и, согласно киношному обычаю, тарелку после первого кадра удачно разбили. Чуть позже на железнодорожных путях, прилегающих к Киевскому вокзалу, была снята сцена встречи Анны и Вронского возле поезда, следовавшего из Москвы в Петербург. Затем в усадьбе Узкое, что на Профсоюзной улице, охотились на вальдшнепов Левин и Стива. Еще Соловьев с оператором Сергеем Астаховым (Клименко с сожалением был вынужден отказаться от этой работы по разного рода причинам) ездили в Петербург. После этого съемки приостановились в ожидании лета - и нового финансирования.

Более чем двадцатиминутный презентационный ролик, смонтированный Соловьевым из рабочего материала, на долгое время так и остался роликом. Что конкретно не устраивало продюсеров на этом этапе, и почему безнадежно застопорился процесс - сказать трудно. Сроки возобновления работ между тем неоднократно переносились, что никак не могло понравится всем чрезвычайно востребованным сегодня актерам. У Безрукова в планах был Есенин, у Янковского - роль в «Докторе Живаго», Гармаша тоже разрывали на части… В конечном итоге - а дело шло уже к новой зиме! - первым с проекта окончательно и бесповоротно ушел Безруков.

Вопрос стал ребром. Либо закрывать картину и терять на этом затраченные уже средства (порядка двухсот тысяч, что само по себе много, но сравнительно мало по сравнению с общим заявленным бюджетом). Либо переснимать все сцены с Безруковым (то есть практически все, что к тому времени вообще было снято). Но тогда с кем? Вновь встал вопрос о Вронском. Первый канал вполне устроил бы Домогаров, ставший «своим» после четвертого сезона «Последнего героя». Предлагалась даже крайне неожиданная кандидатура Максима Суханова. Но Соловьев вдруг вспомнил о Бойко - и захотел продолжать съемки решительно только с ним. После долгих согласований, почти весь Безруков был-таки переснят с участием Бойко. Результат продюсеров не удовлетворил.

Очередной весной - уже этого, 2005-го года - съемочной группе удалось все же провести еще несколько дней в Петербурге. Сняли приезд Анны на Витебский вокзал, ее встречу с Карениным (Янковский, по счастью, смог найти для этого «дыру» в своем графике), разговор Анны и Вронского близ Елагинского дворца. Чуть позже Ясную Поляну ненадолго превратили в дом Левина. Тем временем худо-бедно на «Мосфильме» в первом павильоне началось возведение декораций, где также прошло несколько съемочных дней. Этот материал вызвал у продюсеров претензии следующего толка: декорации стоят уйму денег, а на экране их почти не видно. Работа вновь приостановилась. Пустующий павильон с недоделанными комнатами Карениных больным бельмом смотрелся на без передыху копошащемся «Мосфильме». Очередь на первый, самый крупный павильон во всей Европе, расписана на многие месяцы вперед - а тут все срывается из-за простаивающей и неотснятой декорации. Путем обещания скорейшего погашения всех задолженностей дату «выселения» удавалось откладывать на протяжении всего лета...

Но тут руководство Первого канала пришло к решению распрощаться с «Анной Карениной». Учитывая общую сумму вложенных в проект средств (ориентировочно половина бюджета), Первый, естественно, оставил за собой право первого показа сериала, но от какого-либо дальнейшего участия в его судьбе отказался. Вместе с финансирующим съемки каналом ушла и вся производственная база «ТриТэ», передав бразды управления проектом соловьевской компании «Синема Лайн».

Соловьев на какое-то время остался совершенно один - сам себе продюсер с призрачными надеждами найти новые источники финансирования. Наиболее реальными для него являются два направления поисков. Определенную часть средств обещает, как водится, выделить Федеральное агентство по культуре и кинематографии. И возможно, что некоторую помощь картине окажут друзья из Ханты-Мансийска, где уже как три года проходит возглавляемый Соловьевым фестиваль кинодебютов «Дух огня». Во всяком случае, местная телерадиокомпания «Югра» (лауреат «Тэфи», между прочим) во главе с Олегом Урушевым давно с переменным успехом стремиться наладить свое кинопроизводство… Но сумма, необходимая для того, чтобы поднять и осуществить подобного уровня проект, слишком велика. И смогут ли ее потянуть только ФАКК и «Югра» на пару?.. Можно предположить, что здесь требуются вложения гораздо серьезнее…

К моменту подписания номера в печать, стало известно, что переговоры между Соловьевым и Первым каналом все-таки возобновились. Пока что неизвестно, приведут ли они к возобновлению работы в прежнем виде, или же теперь Первый своими гарантиями просто будет оказывать содействие в поисках необходимых средств. Во всяком случае, поредевшая съемочная группа (с проекта ушли Астахов и Иванов, но еще до конца не ясно, смогут ли их заменить Клименко и Вера Зелинская) не теряет надежды возобновить осенью работу и ускоренными темпами запечатлеть на пленку простаивавшую столь долгое время декорацию дома Карениных.

****
Мне более-менее известно, как тянулось все далее и к чему в итоге привело - но это уже пусть кто-нибудь другой описывает.

Абдулов, Анна Каренина, Сергей Соловьев, Гармаш, Тодоровский, Друбич, Янковский, Первый канал

Previous post Next post
Up