«НИКА» С ЧУВСТВОМ ЮМОРА

Mar 24, 2008 01:32


         21 марта состоялась 21 Торжественная церемония вручения кинематографической премии «Ника». На сей раз она удивила не столько результатами голосования, сколько качеством праздника: оказывается, у нас все-таки умеют шутить и смеяться.
         Абсолютным фаворитом оказалась картина Сергея Бодрова «Монгол» - она победила во всех шести предложенных ей номинациях, включая главную, Лучший Фильм Года. Вслед за нею идут «Простые вещи» с тремя наградами, «12» - с двумя, у «Русалки» и «Артистки» - по одному призу. Обладатель Гран-При прошлогоднего Московского кинофестиваля «Путешествие с домашними животными» и лучший фильм года по версии вручающих «Белого слона» кинокритиков «Груз 200» оказались, как и на «Золотом орле», в полном пролете. И если случай «Груза 200» еще можно объяснить - картина слишком жестка для комплиментов, то тотальный провал на итоговых кинонаградах «Путешествия» настораживает: неужто зря ему приз на ММКФ давали?..
         В целом, никаких особых сюрпризов по части распределения наград нынешняя «Ника» не преподнесла. Всерьез интриговало только участие в соревновании картины Никиты Михалкова «12». Как известно, продолжая свою упорную борьбу с конкурентами, Михалков довольствовался «Золотыми орлами» и снял «12» с основных номинаций - за фильм и режиссуру. В принципе, с его стороны это уже серьезная уступка: в былые годы он вовсе запрещал выдвижение «Утомленных солнцем» на что бы то ни было - но тогда ему усердно попеняли на то, что тем самым он лишил заслуженных наград не только себя, но и тех, кто с ним работал. Сейчас все уже не столь категорично. Пристально рассмотрев «12» со всех сторон, академики «Ники» нашли в фильме два достоинства: актерскую работу Сергея Гармаша и музыку Эдуарда Артемьева (что объясняется тем проще, если знать, что Гармаш и без того уже дважды, а Артемьев вообще трижды лауреаты «Ники» - свои в доску люди). Было любопытно: дадут ли им в итоге награду или не дадут; дали. Гармаш стал трижды лауреатом, Артемьев - четырежды, ну и хорошо.
         Но в случае с 21 «Никой» говорить хочется больше не о наградах, а об атмосфере - и это весьма серьезная победа, потому как обычно обсуждать качество церемоний в нашей стране вообще не имеет смысла, настолько все плохо. «Ника» в этом году удивила: впервые за многие годы получилось как-то хорошо. Во-первых, совершенно неведомым образом у организаторов получилось уложиться в четыре часа (с антрактом): в прошлом году, например, последнюю премию вручали уже сильно за полночь - а тут всех отпустили на час раньше. Во-вторых, точно так же, как на «Оскаре», всерьез поменяли местами очередность номинаций: так, призы за главные роли вручили раньше приза за лучший звук - что необычно, а стало быть интересно. Надо полагать, оба нововведения продиктованы спайкой церемонии с телеэфиром, который а) не резиновый, б) должен быть одинаково интересен и в начале, и в середине и в конце - иначе во время рекламы зритель просто переключится на другой канал.
         Зритель в зале переключиться не мог по определению, но в силу возраста (как правило, весьма почтенного, хотя в ходе вечера много реверансов было отвешено и в сторону молодых) легко мог заснуть. Предотвратить это пытались с помощью музыки и смеха. Музыкальных номеров было, по счастью, немного и каждый уместен. Наибольшие аплодисменты сорвал композитор Айдар Гайнуллин (http://www.liveinternet.ru/users/aydar81), которому год назад дали «Нику» за лучшую музыку к фильму «Эйфория»: от столь пронзительной мелодии, исполненной на баяне в окружении оркестра, зал рыдал, я видел. Вот это понятно, за что человек приз получил!
         Шутить начали, по обыкновению, с кинокапустника (из телетрансляции, говорят, его вырезали - и дальше станет понятно, почему). Смех в зале раздался с первого же кадра: им был титр фильма «12»… который через пару секунд поменялся на «21» - порядковый номер как церемонии, так и капустника. «Михалковскую» тему продолжил знаменитый ныне кадр, пародирующий сцену из «Сибирского цирюльника»: тот, где вместо Михалкова-царя и наследника на лошади сидят Путин с маленьким преемником Медведевым. Действующий президент появился и в финале капустника: завершив песню про «Пусть всегда будет солнце» ударным «Пусть всегда буду я»… Вообще, продолжавшиеся шутки на эту тему показывали, что собравшиеся на «Нике» - не есть те самые работники искусств, от имени которых Никита Сергеевич прошлой осенью подписал знаменитое воззвание к Президенту… Впрочем, хохма «Ксения Собчак курит, чтобы по капле убить в себе лошадь» тоже прошла блестяще.
         На тему российской власти позже шутил и Максим Галкин, который просто на глазах становится политическим не пародистом (что уже слегка поднадоело), а именно сатириком, позволяя себе такое, за что в иные времена его быстро бы увели со сцены под караулом. Он вручал премию за лучшую роль второго плана и для начала сразу сказал, что нынче «в свете политических событий роль второго плана - это главная роль». Добавив при этом, что «никогда у нас не было такого большого выбора», кого выбирать… И тут же - лучшая шутка, произнесенная скороговоркой, практически вполголоса: «Я не хочу сорвать церемонию, я не на Никиту работаю», - что вызвало совершенно особого рода аплодисменты. «Это какой канал снимает?» - спросил затем Галкин у Гусмана. «Уже никакой», - ответил радушный хозяин вечера, и был провидчески прав: на СТС все это вырезали, оставив лишь вторую половину выступления артиста - очередную комическую сценку в образе Ренаты Литвиновой. Вот и Галкин с цензурой столкнулся…
         Но что самое замечательное, шутили в этот вечер не только профессиональные комики, но и просто люди. «Я еще, кажется, работал тогда», - шутил Михаил Горбачев, вспоминая события 20-летней давности, когда состоялась первая «Ника»; кстати, он вручал специальную премию «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» сериалу«Завещание Ленина». Вторую такую премию - уже создателям «Ликвидации» - преподносил Михаил Жванецкий, коротко и емко при этом сформулировав все главное в картине: «Вы открыли смысл, вы подняли, вы показали, вы освятили, вы углубили, вы вошли…» (хотя он юморист, ему положено).
         Но не шутила, говоря о нашем ТВ, Марианна Максимовская, вручавшая приз лучшему неигровому фильму: «Когда на телевидении новости давно уже стали игровым жанром, правду жизни теперь найдешь только в документальном кино», - какая уж тут шутка…
         Подобную «правду жизни» из зала на видеокамеру запечатлевала Маша Шалаева («Русалка») - и так и вышла, когда пришло время самой получать «Нику» за лучшую женскую роль: снимая все происходящее вокруг, но больше все-таки саму себя. Вот ведь просто придумано - а как обаятельно и свежо! Уникальные, думается, получились кадры - где бы посмотреть?..
         Пошутил и другой оператор, на данный момент более известный - Сергей Трофимов, получивший свой приз за «Монгола»: «Мы снимаем кино не для Американской киноакадемии, а для нашей академии, для нашего народа… Я имею в виду народ Монголии». Признавая себя частью сей загадочной страны, все дружно похлопали и заулыбались…
         И в результате, когда триумфатор вечера Сергей Бодров со сцены сказал, что «Ника» - это очень человеческая премия, и с чувством юмора», ясно было, что он не соврал. Действительно, в этом году на «Нике» было совсем не скучно.

…Да, а ведь как любопытно получается: ведь и «Монгол», и «12» вышли в прошлом году в один день (!!!). Нос в нос они конкурировали по кассовым сборам, затем дружно вместе выдвигались на «Оскар», вот теперь и лучшими фильмами года оба стали - по версиям двух наших киноакадемий. Может, стоит объявить теперь 20 сентября праздником каким-то, что ли? Почаще бы такие хорошие, плодотворные дни в нашем кино случались, почаще бы!..

кинопремии, Ликвидация, Балабанов, Михалков, Горбачев, Ника, Монгол, Русалка, 12, Мария Шалаева, Галкин, Сергей Бодров-ст, Путин

Previous post Next post
Up