«Отверженные» (2)

Feb 08, 2013 14:28

Вот специально пошел снова на «Отверженных». То есть, я бы на них все равно бы пошел еще раз, но теперь шел еще и чтобы «критически» взглянуть на то, что так усиленно сейчас поливается говном со всех сторон.

И я удивлён: у меня по-прежнему нет к фильму не единой претензии. Я по-прежнему никак не могу согласиться со всей той грязью, что несется в адрес картины. Я вновь получил колоссальное удовольствие.

Мощнейший фильм, мощнейшая музыкальная основа - и придя домой я снова слушаю саундтрек, с которым только что снова прожил 2,5 часа. Меня это волнует, меня это трогает. Ну да, меня распирает. Я люблю мюзиклы. На «Мулен Руж» я вообще семь раз только в кинотеатр ходил. И я нисколечки не вижу, чтобы «Отверженные» как-либо выбивались из ряда классических мюзиклов, которые уже доказали свое место в вечности. Замечательный фильм, редкий.

При этом пробую понять претензии прочих… Не, не понимаю. Самое частое «обвинение» - много крупных планов. С каких это пор кино обвиняют в наличии крупных планов?!. А было бы много средних - придирались бы и к этому? Не, я бы понял еще, если бы за этими крупными планами ничего более не было, голая стенка - но так это ж не так. Здесь за каждый крупным планом - мастерски прописанный фон, отлично выверенный второй план. Всё построено, все одеты, огромная и очень грамотно выстроенная массовка - которая не просто столбом стоит, а с этими крупными планами взаимодействует. Здесь не просто кто-то один поёт - а вокруг тишина. Нет - позади идёт настоящая жизнь, тот самый фон, который порой начисто отсутствует в большинстве фильмов. Ну и потом, не надо тоже возводить это в «концепцию» и говорить про отсутствие прочих планов. Всё тут есть, все планы. И если это всё есть - крупный план воспринимается (хотя бы мною) не как «недостаток от неумения», а как продуманный режиссёрский приём. Который вот лично я воспринял абсолютно естественно. Мне важно было на них смотреть, на этих героев.

И кроме того, подобные «обвинения» сродни тем, когда говорится, что весь мюзикл вообще построен на трёх мелодиях. Ну да, на трёх (ну, на пяти). Но это абсолютно естественный закон крупного музыкального произведения, когда центральные мелодии получают своё развитие в различных вариациях. Не скажу, что так уж все мюзиклы на этом построены, тут я не большой специалист по части слуха, но то, что приём очевидный и не новый - мне кажется, это должно быть понятно. И эти придирки насчет крупных планов - ну из того же ряда. Том Хупер имел право выстроить свою партитуру.

Еще, на удивление, частая претензия - будто настоящее пение мешает актёрам играть. А что, если бы они пели под фонограмму - это смотрелось бы по-другому?.. Хотя - для начала - я вообще не скажу, что они все плохо поют или плохо играют. Замечательно поют, замечательно играют. Как они должны петь - как в опере, что ли? Абсолютно естественное пение - и игру я тоже никак не назову фальшивой. Да, можно сказать, что в драматическом фильме такое бы не смотрелось - но ведь это мюзикл, простите. Со своими законами - и актёрской игры в частности. И в рамках жанра - никакого «наигрыша» тут не имеется ни капли. И сказать, что они в чем-то «не дотягивают» - я тоже никак не скажу.

То, что Энн Хэтэуэй честно заработала свой будущий «Оскар» - у меня вообще никаких сомнений. Изумительно сыгранная роль - один почти пятиминутный план (да, тоже крупный) «I Dreamed a Dream» чего стоит! Очень правильный Рассел Кроу - я без лишней привязанности отношусь к этому актёру, но здесь он совершенно на месте. Еще меньшую симпатию я ранее испытывал к Хью Джекману - он, кажется, пару раз в Москву уже приезжал, так я даже ни разу на встречу с ним не стремился. Но здесь - ни слова упрёка в его адрес не могу сказать. Абсолютно честная номинация - и я бы с большой радостью болел именно за него. «Против» будет даже не общее убеждение в гениальности Дей-Льюиса (тоже мной не разделяемой), а просто то, что если по-честному, то у Джекмана здесь все-таки не настолько главная роль - если рассматривать её в общей истории. В какой-то момент он уходит на второй план, уступает дорогу не столько молодым, сколько революционной массе. «Теряя» в хронометраже, он, конечно, не теряет в силе образа - но все-таки, это может быть причиной для «отказа» ему в награде (не за себя говорю, а за академиков). Вот я еще Феникса не видел - но в нынешней пятерке Джекман для меня определенно лучший. Вот Вальц мог бы ему составить безусловную конкуренцию - но его эти суки в другую категорию перевели. А так…

Да, вспомнил единственное, к чему могу «привязаться»: там в сцене, когда Вальждан приходит на баррикады, ему в одной сцене дают мушкет дважды - сперва Гаврош, а потом через секунду другой парень. И да, оба раза Вальжан оружие в свои руки берёт. Ну блин, это ж такая мелочь, ну право слово. Я это Хуперу прощаю. Спасибо ему.

И повторюсь - когда я после первого просмотра сгоряча написал, что все «Оскары» будут теперь у «Отверженных», я честно думал, что у Хупера есть своя номинация. Ну, подзабыл. Отсутствие таковой, конечно, многое меняет (но не для Аффлека уже, судя по всему), но все равно - даже сейчас лично я бы скорее «проголосовал» за… Эх, трудно, конечно, разорваться… Но в любом случае - лично я буду рад любой победе «Отверженных», и думаю, что таковых у фильма будет несколько.

лучшие фильмы на свете, мюзиклы, Бен Аффлек, Том Хупер, Энн Х., Отверженные, Оскар, Ридус

Previous post Next post
Up