«НИКА» за 2007 год: прогноз

Mar 18, 2008 20:27


Сегодня объявили номинантов на «Кинонаграды MTV» - списка я еще не видел, так что об этом попозже. Но ведь буквально на носу - 21 марта, в эту пятницу, состоится очередная «Ника», уже 21-я. Так что надо быстренько отчитаться и по ней. Тем более что лично для меня «Ника» - безусловно главная кинопремия страны: просто хотя бы потому, что старейшая. Какой там «Золотой орел» с его шестью годами??? Кто там выигрывал?.. А вот только избранное из списка «Ники»: «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. «Ашик-Кериб» Сергея Параджанова. «Астенический синдром» и «Увлеченья» Киры Муратовой. «Небеса обетованные» Эльдара Рязанова. «Про уродов и людей» Алексея Балабанова. «Особенности национальной охоты» и «Кукушка» Александра Рогожкина. «Хрусталев, машину!» Алексея Германа. «Телец» Александра Сокурова… Сказать, что «Ника» теперь не премия, значит сказать, что все эти фильмы, ранее становившиеся Лучшими Фильмами Года, не являются таковыми по определению.
И тот факт, что «Урга» Михалкова в свое время не вошла в этот ряд (тогда победил «Анкор, еще анкор!» Петра Тодоровского, а Никита Сергеевич получил приз за режиссуру - что тоже очень почетно, но для него, разумеется, маловато было) вовсе не значит, что надо было объявлять «Нике» смертельную войну и затевать своего личного «Орла». Все последние годы многие говорят: «Ника» - не легитимна, «Ника» - не академия… Знаете, а у меня есть такая суперская кассета с лучшими фрагментами церемоний «Ники» за первые 15 лет - уникальная вообще вещь, я ее как-то по случаю купил и до сих пор дорожу ею необыкновенно. Так вот, все те, кто сейчас очень сильно против «Ники», на этих архивных видеокадрах очень бодренько стоят на сцене, улыбаются, вручают и получают призы… То есть когда-то «Нику» все поддерживали, она была нужна и жизненно необходима - и только когда неожиданно в Союзе кинематографистов поменялась власть, все вдруг стало по-другому и на свет вылезли все те «неприглядности», которыми «Нике» теперь пеняют…
В общем, короче: я с «Никой» просто вырос. Я смотрел все, кажется, церемонии, начиная если с первой, то с 1991 года точно (как сейчас помню, как чествовали тогда Говорухина с его «Так жить нельзя»). И как старый партиец, менять свои убеждения не привык. Вот.

Далее я вновь попробую сыграть в прогнозы и предсказания. Пойду по порядку номинационного листа.

ЛУЧШИЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ: «Груз 200» (не замеченный «Орлом» и премированный «Слоном»), «Монгол», «Простые вещи», «Путешествие с домашними животными» и «Русалка» (здоровая альтернатива «Артистке»). Основная борьба, разумеется, развернется между «Грузом» и «Монголом», остальные представлены для веса. И у Балабанова, и у Бодрова «Ника» уже есть, так что они скорее все же друзья, чем оппоненты. За «Монгола» - то, что он проиграл на «Орле» фильму «12» (это сильный аргумент - не за фильм, а за то, чтоб пнуть противника), и то, что выдвигался на «Оскар». Плюс то, что «Монгол» во многом похож на упомянутую уже михалковскую «Ургу» (те же степи, тот же язык). Впрочем, это скорее все же минус. Или плюс?.. Тут я за академиков судить не буду. Но главное: «Монгол» в принципе понятен - и уже показан по телевизору. «Груз 200» - та еще штучка: маньяк, убийства, жестокость, пессимизм. Но вспомните былое: ведь невозможно было в свое время даже предположить, что «Нику» как лучший фильм получат балабановские «Про уродов и людей» - какой сюрприз-то был, прям скандалище! (Все, напомню, ставили на «Страну глухих»). Но получив награду, «Уроды» доказали главное свойство «Ники»: голосуем все же за Искусство, за Ручную, за Авторскую работу - совершенно в духе практически всех остальных награждений, и предыдущих, и частично последующих. Так что исходя из этого постулата - Голосуем За Искусство - шансов у Балабанова неизмеримо больше, чем у Бодрова. Я ставлю на него.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ СТРАН СНГ И БАЛТИИ. Простым людям (и большинству академиков, я так думаю) известны только два названия из списка: латвийская «Монотонность» (режиссер Юрис Пошкус), получившая приз ММКФ в программе «Перспектива», и грузинский «Русский треугольник» (режиссер Алеко Цабадзе), на том же ММКФ получивший второй по значению приз и более того вышедший впоследствии в кинопрокат. Разумеется, победит второй за явным преимуществом: снят на русском языке с русскими актерами, в числе которых Константин Хабенский. На мой взгляд - это потрясающая картина, очень сильная; многие с этим спорят и фильм категорически ругают - ну, на все бывают разные мнения. Но в случае этой номинации важно не «что» и «как» - значимо лишь то, что а) этот фильм действительно кто-то мог посмотреть, б) есть знакомые имена в списке создателей - значит, можно голосовать, не глядя.

Лучший неигровой фильм. «Мать» Павла Костомарова и Антуана Катина получила «Белого слона», «Рожденные в СССР. 21 год» Сергея Мирошниченко - «Золотого орла». Единственный «свежак» - «Деревенский фотограф» Алексея Погребного. Я ничего из этого не смотрел, поэтому ткну пальцем в небо - думаю, академики поддержат критиков и победит «Мать».

Лучший анимационный фильм. «Дождь сверху вниз» Ивана Максимова, «Любовная история» Константина Бронзита, «Снегурочка» Марии Муат. Тут тоже много кто чего получал, но я лично от себя голосую за «Снегурочку» - не то чтобы такая уж выдающаяся с исторической точки зрения работа, но там всех героев озвучивают актеры «Мастерской Фоменко», и этим, конечно, мультфильм уникален.

ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА: Балабанов, Бодров, Попогребский. Думаю, что Балабанов. Хотя не расстроюсь, если получит Попогребский - у него есть шансы, потому как есть корни кинематографические и вообще, действительно, очень режиссерская вещь у него получилась.

ЛУЧШАЯ СЦЕНАРНАЯ РАБОТА. Конкурентами Попогребского выступают Юрий Арабов - за «Ужас, который всегда с тобой», достаточно ужасный, но видимо, не настолько ужасный, чтобы забыть про статус классика автора, и Анна Меликян за «Русалку». Притом что (тут я повторюсь) именно сценарий - самое слабое место в «Русалке», «Ника» в доме Меликян будет очень даже к месту, как честный человек я буду всем сердцем болеть за нее.

ЛУЧШАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА: Михаил Кричман - «Изгнание», Олег Лукичев - «Путешествие с домашними животными», Сергей Трофимов и Роджер Стофферс - «Монгол». На мой взгляд, главный наш оператор сегодня - Лукичев, и хотя мне больше нравятся другие работы с его участием (не в плане операторской работы, а вообще), буду ставить на него.

ЛУЧШАЯ МУЗЫКА К ФИЛЬМУ: Эдуард Артемьев - «12», Игорь Вдовин - «Русалка», Андрей Дергачев, Арво Пярт - «Изгнание». Любопытно, конечно, фигурирование в списках фильма «12», смешно даже… У первого - «Орел», у третьего - «Слон», дайте «Нику» «Русалке»!

ЛУЧШАЯ РАБОТА ЗВУКОРЕЖИССЕРА: «Груз 200» и Михаил Николаев, «Монгол» и Стефан Конкен, «Путешествие с домашними животными» и Андрей Худяков. Ммм… Пущай «Монгол» - за звук стрел и топот копыт!

ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА: Даши Намдаков, Елена Жукова - «Монгол», Андрей Понкратов - «Изгнание», Ульяна Рябова - «Русалка». Ранее я уже выражал свою привязанность к работе художника в «Русалке», даже голосовал за нее на первом этапе «Слона»… Но разумно рассуждая, думаю, что академики выберут что-то другое. Мне очень нравятся в «Изгнании» стены (правда, не факт, что ради них я буду фильм пересматривать)… Но дадут скорее всего «Монголу».

ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ: Карин Лор - «Монгол», Дмитрий Андреев - «Русская игра», Наталья Дзюбенко, Сергей Стручев - «1612: Хроника смутного времени». Скорее всего, «Монгол» - не студии же Михалкова давать!..

ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ. Самая сильная и непрогнозируемая номинация. Вояжер из стана «врагов» Сергей «12» Гармаш (наполовину «наш» человек, поскольку у него есть «Ника» за «Нежный возраст») против лауреата Каннского кинофестиваля Константина «Изгнание» Лавроненко (недоумение народа о том, что не ценят у нас Международных Лауреатов, наконец, услышано) и лауреата кинофестиваля в Карловых Варах Сергея «Простые вещи» Пускепалиса. Думаю, что Лавроненко - вот просто чтоб справедливость в стране была!

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ: Добровольская как «Артистка», Кутепова за «Путешествие с домашними животными», Шалаева как «Русалка». Держу кулаки за действительно выдающуюся актрису - любимую и обожаемую Ксению Кутепову.

ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА: Александр Балуев - «Изгнание»
Леонид Броневой - «Простые вещи», Алексей Серебряков - «Груз 200». Хорошо хоть тут решили обойтись без Абдулова - но чтобы не отставать от коллег, ему присудят Специальный приз Совета Академии «За выдающийся вклад в российский кинематограф». Все-таки меня по-прежнему это умиляет: человек практически ничего не получил при жизни, но сколько всего нахватал после смерти! Не удивлюсь если ему потом еще и Госпремию выпишут… И ведь не все фильмы с его участием еще вышли… Кстати, год назад Елена Яковлева плакала на сцене, когда в этой номинации был покойный уже тогда Андрей Краско - суть ее послания сводилась к тому, что номинация эта не последняя и в 2008-м Краско обязательно получит еще свой приз за «Я остаюсь»; не сложилось, не получит. Что касается собственно актеров, то хотелось бы, конечно, чтобы получил Серебряков - во-первых, любим и знаем мы его давно, зарекомендовал он себя положительно, во-вторых, ведь глупо может получиться, если «Груз 200» выиграет конкурс лишь с двумя или тремя статуэтками. А Броневому дадут приз за заслуги в целом в следующий раз.

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА: Мария Аронова - «Артистка»,
Светлана Камынина - «Простые вещи», Ия Саввина - «Слушая тишину». То же все люди, не в первый раз номинируемые… Я бы болел за Камынину - свежее лицо, очень милое и обаятельное. Но дадут, предполагаю, Саввиной - только не за «Слушая тишину», конечно, а за «Даму с собачкой» (благо и вручать есть кому - нынешнему президенту академии Баталову). Ароновой могут не дать, потому как у нее «Орел».

ОТКРЫТИЕ ГОДА: Зоя Кайдановская - «Ничего личного» (женская роль), Александр Миндадзе - «Отрыв» (режиссер), Сергей Пускепалис - «Простые вещи» (мужская роль). Хммм. По поводу Кайдановской я все уже сказал. По настоящему Открытие только одно: Пускепалис - это если по справедливому. Я целиком за «Отрыв», но выдвигать Миндадзе в данной категории (отрицая «Лучший фильм» и все остальное прочее) - глупо и должно быть обидно для него самого («дебют» - еще куда ни шло, но «открытие»…). Но выдвинуть - и не дать, - это еще страшнее. Поэтому дадут.

За все вклад в искусство и хорошее поведение призы дадут Георгию Николаевичу Данелия - «Честь и Достоинство» (странно, я думал, он уже ее получал). Лауреат премии в номинации «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» - кинокритик Майя Иосифовна Туровская, человек более чем выдающийся, найдете ее работы - обязательно вчитайтесь.
Ну и Специальный приз Совета Академии «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» (введенный пару лет назад для того, чтобы не отставать от имеющего телевизионные номинации «Орла», а то даже и опережать его), абсолютно логично разделен между двумя сериалами: «Завещание Ленина» Николая Досталя (уже «оборленном») и «Ликвидация» Сергея Урсуляка (который должен будет первенствовать на «Орле» только в следующем году).

И напоследок: небольшая фактологическая информация. Премия Американской киноакадемии, во всем мире известная как «Оскар», только что, как мы знаем, отметила свое 80-летие. Столь почтенным возрастом пока не может похвастаться ни одна другая аналогичная кинонаграда. Премии Британской киноакадемии, например, недавно исполнилось 60. Главная немецкая кинопремия вручается с 1951-го года. Итальянский «Давид Ди Донателло» - с 1956-го. Французскому аналогу «Оскара» - «Сезару» - в этом году уже 33 года, испанскому - который называется «Гойя» - всего 22. А премии Европейской киноакадемии в конце этого года исполнится 21 год - одногодки они с «Никой».
Кстати, впервые «Нику» вручали в декабре 1988-го года - отмечая достижения предыдущего, 87-го года. Традиция столь позднего, почти с годовалым опозданием, награждения сохранялась почти десятилетие и объяснялась просто: кризисом кинопроката (мол, за год не все академики сумели отечественные фильмы посмотреть). Но с 1997-го года торжественная церемония вручения «Ники» проходит весной - а переносить ее на более ранее время (ближе к «Орлу») уже как-то глупо: традиции как-никак.
В общем, прямого репортажа с церемонии не обещаю, но об итогах постараюсь обязательно рассказать.

Ксения Кутепова, Ликвидация, Анна Меликян, Русалка

Previous post Next post
Up