Некогда просто популярный актер Бен Аффлек окончательно закрепил за собой звание выдающегося режиссера, сняв драматический триллер «Операция «Арго» об одной из самых невероятных и захватывающих страниц в истории Голливуда. Превзошел себя и Франсуа Озон, давно уже любимый россиянами: он тоже поставил триллер (но комедийный) - и тоже посвятил его любви к Историям («В доме»). Одновременно выходит и третий фильм, стопроцентно пропитанный любовью к Кино: «Снято!». Близки им по духу и ленты, пребывающие на разных полюсах мироздания: масштабный кинороман Тома Тыквера и семьи Вачовски «Облачный атлас» - и тихая зарисовка про «Самую одинокую планету». Так что впереди - самый «кинематографический» уик-энд этого года.
«…Аффлек превосходит предшественников, умудряясь объединить массу головокружительных элементов в одно энергетическое поле. Он создает не просто гимн любимой профессии, способной воплотить любую иллюзию, но искуснейший триллер, который держит зрителя в состоянии предельного напряжения от первого до последнего кадра. Своей третьей режиссерской работой (вспомним «Прощай, детка, прощай» и «Город воров») он блистательно подтверждает репутацию серьезного мастера, наследника великих традиций, согласно которым увлекательность не должна игнорировать содержательность. Иначе говоря, он знает, что художник не должен ориентироваться на массы - но напротив, своим фильмом должен тянуть массы за собой. И это Бену Аффлеку удается, как мало кому другому.
…Расширенные глаза и отвисший подбородок - это не всё, чего добивались авторы фильма, поражая масштабом съемок и качеством иных спецэффектов. Их задачей было подтолкнуть зрительскую мысль, дать повод для поиска ответов на вопросы. И напомнить о вечных истинах: «Миром правят те же силы, что двигают наши сердца», «Все условности преодолимы, стоит лишь поставить для себя эту цель». Конечно, их усилия - лишь капля в океане. Подобное говорят и одному из героев. «Но что есть океан, - отвечает он, - как не множество капель?»
…Но это не просто очередная история об Историях, а блистательный образчик подобного жанра. Легкий, остроумный - и при этом не отпускающий ни на секунду. Практически учебник на тему «Как удержать зрительский интерес и заставить публику сердечно благодарить автора». Достаточно, оказывается, нескольких фраз - важно лишь, чтобы слова в них стояли в правильной последовательности. Причем рассказывая о писателях, Озон рассказывает, разумеется, и о себе - и фильм воспевает Кино ровно в той же степени, что и Литературу. Особенно явно - в моменте, когда камера вдруг поднимается над сидящими в кинотеатре героями и кадр наполняется лучом, идущим от кинопроектора. Изумительная по своей красоте «валентинка», адресованная всем без исключения киноманам. Аплодисменты.
…И хотя она, конечно, полностью «их» режиссер, приятно считать ее хоть чуточку, но все же и нашей. Хоть чьими-то успехами на международной арене ведь хочется гордиться. Тем более что не каждый год появляются фильмы, вся соль которых заключена в одном лишь мгновении.
…Снятый очень просто, без принципиальных «изысков», без впечатляющих «художественных откровений», с минимальным, как можно предположить, бюджетом, этот фильм - самое странное признание в любви к кинематографу, появившееся за последние годы. Но признание глубоко искреннее - и горячо обжигающее. Все мы часто говорим, что обожаем кино - но кто готов доказать это столь же убедительно? И кто из режиссеров готов профинансировать собственную картину собственной же кровью?.. Нужно быть фанатиком, чтобы пойти на такое; но именно фанатики и заставляют мир искусства вертеться.»