Nov 06, 2012 19:22
Я уже не раз открыто признавался в своей любви к Астрахану. И повторю это снова. Когда-нибудь ему будут посвящать большие ретроспективы, сопровождаемые серьезным искусствоведческим анализом. Потому что его фильмы - не «халтура», как считается многими, а каждый раз очень любопытное стилистическое и социальное высказывание. Не без изъянов - но режиссерский почерк Астрахана как раз и интересен этими изъянами. Разбирая его ленты по частям, можно предъявить автору массу претензий, - но интересно то, как фильмы Астрахана работают в целом. На мой взгляд, лучшие из них работают безотказно.
Новые «Деточки» как раз принадлежат к его лучшим творениям. Они еще не вышли - и еще вопрос, выйдут ли у нас вообще. Но наряду с Басковой «Деточки» - одна из самых важных картин не только этого года. Баскова неожиданно сильно говорит о пролетариате - тема, почти не освоенная новым российским кино. Астрахан и его постоянный соавтор Олег Данилов заявляют вообще самую острую тему последнего времени - педофилию. И самосуд - как единственный способ с нею бороться.
Еще более обостренно всё тем, что самосуд вершат сами дети - Деточки, обитатели детского дома. Просто приходят на места и режут горла. С полного одобрения общественности. Их начинают искать менты - но ищут лениво, понимая, что «Мы должны лично пристрелить эту гадину, мы, а не они!» и что если они сами будут бороться со всеми этими упырями земли русской, то «этим деточкам просто делать нечего будет».
Дальше - больше. Полковник полиции прозревает, что «Это мы - убийцы», а Деточки начинают разбираться даже с теми, кто громко слушает музыку по ночам. И между делом: «Убивать их надо!.. Ты русский сделала?» Но перегибы вообще свойственны этому сюжету - как же тут без них, без них тут нельзя. Иначе совсем не то будет.
Можно, как водится, предъявлять претензии: тут с режиссурой не лады, тут актерская игра подкачала, тут еще что. Но это извечный стиль Астрахана - который не оттачивает мелочи, но берет эмоциональной составляющей. Берёт - и не отпускает. Во время фильма не раз можно усмехнуться, но несомненен итог: хватает за душу. Пока вся молодая поросль, все эти серебренниковы-вырыпаевы-хлебниковы-итп - снимают свои аккуратные, «правильные», прилизанные фильмы ни о чем (то есть «о многом-многом»), Астрахан не гонится за модными веяниями и забывает о безупречных кадрах, но со всех сторон отрабатывает историю, так или иначе задевающую всех и каждого. И не оставляющую зрителя равнодушным - потому что показывает не выдуманный мир, а тот мир, в котором мы и живем с вами.
Он назвал это «сказкой». Но какая ж это сказка. Всё так и есть - или всё так и будет в самом ближайшем завтра. Диагноз определен, остается дождаться рецидива.
наше кино,
Баскова,
Астрахан,
радость кинопросмотра