Как рекламировали водку 150 лет назад

Mar 07, 2012 20:51

Вы все, конечно, это знаете, но с теми, кто нет - поделюсь выдержками из любопытного исторического материала, опубликованного в «Труде» еще 12 января и посвященного водочному предприятию Леонтия и затем Николая Шустовых:

«… Осенью 1864-го на московские питейные дома и трактиры вдруг обрушилась эпидемия скандалов, которые происходили практически по одному сценарию. В ресторане появлялись один-два молодых человека и заказывали бутылку шустовской водки с хорошей закуской. В ответ на заявление полового, что такого сорта водки в наличии не имеется, посетители возмущались: «Как же так, у вас здесь, судя по вывеске, серьезное заведение, и вдруг - нет лучшей в России водки? Безобразие! Вы над нами издеваетесь!» Начиналась заваруха. Служитель трактира получал от разгневанных гостей пару оплеух, опрокидывались стулья, со звоном летели на пол тарелки. На шум являлась полиция и забирала дебоширов в участок, следовали составление протокола, штраф…

Каждый такой скандал с удовольствием обсуждали обыватели, о них писали газеты. В итоге уже через несколько дней о пресловутой шустовской водке знала вся Москва. Каждый приличный трактир озаботился проблемой, как бы получить для своих посетителей партию этого известнейшего напитка, и спешил сделать заказ в фирме Шустовых. После этого, словно по команде, происшествия на водочной почве прекратились. Выяснилась интересная закономерность: всех арестованных драчунов забирал из полицейских участков и платил за них штрафы один и тот же человек - приказчик торгового дома «Шустов».

А организовывал рекламную кампанию сам Николай Леонтьевич. Через своих приятелей он свел знакомство с двумя десятками московских студентов и предложил им весьма веселую сезонную работенку - устраивать публичные скандалы. Купец неплохо платил своим агентам, но строжайше указывал буйствовать в меру: «Бейте аккуратно, чтобы штрафу не более чем на 10 рублей было».

Необычный пиар дал прекрасные результаты. Доходы фирмы росли как на дрожжах, объемы производства увеличивались, и уже через год завод переехал в более просторное помещение на Мясницкой улице. …»

Далее по тексту - похожая история про коньяк, но уже без лишней крови; её я пропускаю, зато вот еще прекрасное:

«Всякий раз, когда в Малом театре шла «Бесприданница» Островского, актриса, исполнявшая роль Ларисы, оговаривалась и в одном из эпизодов просила подать ей не просто коньяка, а именно шустовского коньяка (хотя во времена, когда Александр Николаевич писал свою пьесу, такого напитка еще не существовало). За свою «оплошность» актриса ежемесячно получала конверт с полутора тысячами рублей, а руководителям театра, якобы не замечавшим подобных оговорок, присылали от Шустовых по пять ящиков рекламируемого напитка.»

Интересно, как с этим делом обстоит сейчас? И какой коньяк просит подать в соответствующей сцене, допустим, Полина Агуреева?

СМИ, пресса, реклама, знаете ли вы, театр, Островский, Полина Агуреева

Previous post Next post
Up