25 января 2008 года грандиозным триумфом Высокого Искусства завершилась торжественная церемония вручения "Золотых орлов", придуманных студией "ТриТэ" и Никитой Михалковым: создатели фильма "12" (студия "ТриТэ", реж.Никита Михалков) получили целых 16 "Золотых орлов"!
Согласитесь, комментировать итоги «Золотого орла» еще смешнее, чем их прогнозировать. Впрочем, в одном я все же ошибся: в степени наглости организаторов мероприятия. Я-то думал, что они честно возьмут себе все, а они политически верно решили забрать себе только половину, правда, лучшую - и теперь у злопыхателей нет никакого повода обвинять их в необъективности. Тут я, конечно, имею в виду ситуацию с фильмами «Три Тэ» в конкурсе - «1612» пустили на заклание, отдав номинации фильма Хотиненко «Монголу» (перед лицом «Оскара», действительно, неудобно было бы не дать) и «Волкодаву» (как-никак, декорация давно уже на «Мосфильме» стоит и долго еще стоять будет, мимо нее все работники каждый день проезжают - не честно было бы про это забыть).
Про заклание же Опельянца Михалков смешно сказал со сцены, получая собственную награду - типа, «ты сегодня пролетел», но придет еще твое время, сядет Орел и на твою полку; то есть, операторам в будущем следует поостеречься снимать свой главный фильм, когда Опельянц где-то рядом работает, чтобы он теперь не снял - Михалков друга не забудет. А еще Михалков смешно сказал: «Я знаю, как трудно принимать такие решения», - думаю, точно также должен будет повторить 3 марта один человек, имя которого в приличном обществе называть не будем…
Кстати, с этой же датой была связана и одна из самых смешных шуток церемонии (если вы знаете, как наши киноакадемики любят пошутить, то вы легко догадаетесь, что всех вообще шуток легко будет пересчитать по пальцам). Юрий Стоянов, оправдывая почетное звание народного юмориста страны, весьма тщательно подготовился к вручению премии за лучший монтаж. Во-первых, он принес монтировку - якобы, с ней будущему лауреату общаться с режиссером по творческим вопросам будет куда легче. Во-вторых, он пошутил и словами. Объясняя людям, что такое монтаж вообще, он метко заметил, что лучший монтажный стык - это тот, что вовсе не заметен глазу: «Но он произойдет только 2-го марта»… При этом «городист» добавил, что именно этому грядущему стыку и посвящен фильм «Бой с тенью-2». И все посмеялись.
Чуть позже Стоянов отличился вновь - и снова блистательно. Когда дикторский голос захлебывался от восторга, перечисляя все множество лауреатов в номинации «лучшая мужская роль», Стоянов специально задержался на сцене, чтобы выдать: «Вы представьте себе, что было бы, если бы Никита Сергеевич снял “300 спартанцев”»…
(Как честный человек, я не мог не запечатлеть для истории моменты триумфа фильма «12», их теперь можно поглядеть всем - здесь вот выложена актерская победа:
h)ttp://video.mail.ru/mail/mumluk/12orlov/43.html
Кстати, тут отвлекусь: вернувшись домой, по «Культуре» застал того самого НСМ, комментирующего создавшуюся с данной номинацией ситуацию. Он сказал, что они (по-моему, это «мы», если я не ослышался, самое замечательное в этом монологе) решили пойти по фестивальному принципу: вручали же в Каннах подобный приз Альмодовару за фильм «8 женщин», когда были отмечены все восемь актрис, сыгравших в фильме, ой, нет, в фильме Озона - запутался, в общем, профессор. Суть помнит, а подробности - расплывчато. Во всем прав, только чуток детали перепутал. Действительно, подобные награды есть и у фильма Озона (только было это на Берлинском кинофестивале), и у каннского любимчика Альмодовара - только уже за «Возвращение». Да только вот у фестивалей свои правила, они что хотят, то и делают - «Оскар» же и все прочие кинопремии по итогам года такой вольготности себе никогда, вроде бы, не позволяли - «роль» она и есть роль, в единственном числе. Бывало, когда в одной номинации выдвигалось сразу несколько актеров из одного фильма (самый яркий пример - «Крестные отцы») - но каждый за свою работу, и соответственно, и победитель был один. Хотя теперь вот прецедент создан - и легко можно предположить, что все дальнейшие многонаселенные народом фильмы Михалкова и его команды будут получать точно такие же поощрения: статуэтка в довесок к гонорару (ой, даже страшно представить, сколько в «Утомленных солнцем-2» победителей будет!..).
Однако вернемся к Стоянову - да, мы с ним еще не закончили. Была у него еще одна шутка - по ставшему давно традиционным обычаю, кто-то должен был объединить в одну фразу названия всех выдвинутых фильмов (на вечеринке кинокритиков этим обычно Виктор Матизен балуется). Получилось следующее: «Путешествие артистки с 12 простыми домашними монголами». Забавно, конечно, но тут следует признать поражение мэтра - гол в его ворота забило молодое поколение в лице «Нашей Раши» (в прошлом году были ребята из «Комедии» - у «Орла» какая-то нехорошая любовь к продукту канала ТНТ…). В лице Галустяна они пошутили с названиями лучше (фраза сопровождалась, ммм, пикантными телодвижениями): «Пойдем на такой фильм, где монгол с артисткой делают с домашними животными простые вещи 12 раз». Поразительно! Как точно этим ребятам (что самое странное, именно им) удалось заглянуть в самую суть нашего сегодняшнего кинематографа!..
Кроме них шутили тем вечером немногие. Лучше всех постаралась Анастасия Заворотнюк - и правда ведь, няня Вика просто не могла подвести! Вскрыв конверт с названием лучшего мини-сериала, он принялась читать: «Дорогая Настя!» и далее - спасибо тебе за то, что ты такая замечательная актриса, за подписью Н.С.Михалкова. Чуть позже Юрий Николаев поддержал шутку, открывая другой конверт - в нем оказался приблизительно тот же самый текст. Ну да - ничего особенного, но это было весело! Однако лучшей шуткой Заворотнюк оказалась следующая, когда она заметила, что удивительно, что «мы вручаем в двух номинациях, а Башаров со Слуцкой - ни в одной»; ха-ха респект! По поводу трансляции на «России» свое слово сказал и Бондарчук, заметив такую странную тенденцию: когда трансляция церемонии идет по Первому каналу, все «Орлы» уходят «России», когда по «России» - побеждает Первый канал. Конечно, на шутку это не тянуло, так как правда - она и есть правда; в чем ее причины - вопрос другой.
Самое удивительное, что пошутил (помимо своей главной шутки вообще с организацией праздника) и Сам Никита Михалков: «Еще же пить не начали…» - сказал он, получая приз за своего композитора Эдуарда Артемьева, весьма мило, стало быть, характеризовав того как заядлого выпивоху и любителя халявы.
Не знаю, шутка ли это, но обладающие особым цинизмом организаторы гулянки позвали вручать премию за лучшие роли не только Евгения Миронова (у которого «Орел» есть), но и Ренату Литвинову (у которой «Орла» в прошлом году совершенно свински образом отобрала Анна Никитична Михалкова). Литвинова в долгу не осталась, начав ядовито язвить: «Я сочувствую этой актрисе, которая получит… И как счастливы те, кто это не получит... Лучшие актрисы никогда не получают…» Подобную, кстати, мысль Литвинова высказывала и на ММКф, где была членом жюри: мол, всегда побеждает компромиссное решение - действительно выдающиеся проявления вызывают противоречивые чувства, разводя жюри в разные стороны. Однако прочитав имя победительницы, Литвинова завершила свой спич уже примирительным образом: «А, Жене, Жене можно» - что, исходя из вышесказанного, можно понимать двояко, но скорее всего как раз против Добровольской Литвинова и вправду ничего не имеет…
Самой же главной шуткой вечера следует признать, конечно, фразу Сергея Бодрова, когда он вышел получать приз за работу художника: «Я сюда, наверное, больше не выйду, так что я сказал и от себя»…
Но все отношение серьезных российских кинематографистов к тому, чтобы посмеяться, четко выразил Глеб Панфилов: «Попытки пошутить от меня не будет» - право, а лучше бы была! Лучше бы у нас не пытались «пошутить», а именно что шутили!.. Увы. Даже ответственные (вроде бы) за настрой зала ведущие Бондарчук и Миронова (прикольный, кстати, выбор - дети великих) в то и дело возникающих паузах молчали - вместо того, чтобы эти паузы бодро заполнять своим конферансом. А и правильно, что молчали - как-никак, снова возвращается время, когда прилично говорить только по бумажке, заранее отцензуренной кем надо… Но ведь перед тем, как отцензурить, бумажку еще надо и написать - а у нас бумажки с шутками писать, к сожалению, не в чести. Впрочем, вру, как минимум одна удачная шутка у Бондарчука все же была: в начале вечера он с пафосом заметил (по бумажке, разумеется), что несмотря на то, что церемонии всего шесть лет, «историю российского кино невозможно представить без «Золотого орла» - главной кинопремии России». Странно, но никто не засмеялся…
Ну, если не шутки, так скандалы. Однако со скандалистами было еще хуже, чем с шутниками. Подлинным диссидентом оказался разве что режиссер Николай Досталь. Получая приз за лучший телесериал, он съязвил: «В этот раз получилось по-честному» - намекая на недавнее совершенно необъяснимое поражение «Штрафбата». Затем вступился за своих артистов: «Они были номинированы, но они живы-здоровы, так что…» (в той номинации награду получил умерший полтора года назад Андрей Краско). И уже сходя со сцены, неожиданно обратился к ранее выступавшему: «Сережа Бодров, у тебя еще есть шанс здесь оказаться», - в свете всего того, что мы знаем, совершенно непонятно, что же он имел в виду: либо что-то знал о голосовании (но конверт с названием «Монгол» в последний момент подменили), либо просто, как немногие, надеялся на чудо…
Градуса в происходящее чуть было не добавил Борис Акунин - вручая приз за лучший сценарий он было заикнулся об американской забастовке сценаристов - у меня сперва аж сердце затрепетало от радости: ну, сейчас он по примеру заграничных братьев потребует своей доли от продажи DVDс «Турецким гамбитом», вот будет шума!.. Но нет, Акунин лишь напомнил присутствующим, что сценаристам нынче плохо живется потому, что режиссеры все чаще сами сценарии пишут - слабовато получилось… Получивший премию Алексей Попогребский тоже мог бы резануть да вроде и начал: мол, много кто из создателей «Простых вещей» не номинированы, а заслуживали бы - только вот вывод был сделан не шибко острый: не номинированы, потому что исключительно хорошо выполнили его наставления - сделать так, чтобы «кино» не чувствовалось…
Не могу пройти мимо еще одной постоянной черты церемоний, о которой я уже писал в связи с «Белыми слонами» - это когда вручающие разъясняют собравшимся суть происходящего. Ну хорошо еще, когда это натяжно, но все-таки пытаются перевести в разряд шутки - как вот Александр Адабашьян, на примере Эвелины Хромченко и стула попытавшийся наглядно объяснить людям, в чем заключается работа художника по костюмам и художника просто (правда, Хромченко не удержалась и ляпнула: «Если в вашей ленте нет костюмов, вряд ли вашу ленту пустят на престижный кинофестиваль» - девушка, впрочем, как и все «академики», явно не в курсе последних мировых кинематографических тенденций). Но когда актриса Ксения Раппопорт перед тем, как вручить приз за лучшую женскую роль второго плана заныла, что это все «актрисы первого плана», а стоявший рядом Гармаш поддержал ее в том смысле, что второй план в данном смысле - это тот «второй план», который все время ждут от актера режиссеры, - батюшки, ну сколько же можно!.. Это же просто номинация! Есть за главную роль, есть за второплановую! Отличная возможность наградить не только лидера, но и того, у кого слов в фильме меньше - почему с этим так трудно примириться? У нас все великие актеры играли маленькие роли - ибо, как известно, «нет маленьких ролей» и так далее… Почему надо всегда извиняться: типа, мы-то знаем, что вы сыграли в этом фильме главную роль - когда это не так?.. Бред, ну честно, бред. А Оксана Федорова, вручая за мульты: «Принято считать, что анимационное кино создается только для детей» - тут же опровергла это… (кстати, память Татарского вставанием решено было не почитать). И почему все это говорящие люди думают, что в зале собрались сплошь идиоты? Вообще-то, в Первый павильон «Мосфильма» пришли люди, работающие в кино - и они знают, в чем заключена работа того или иного человека на съемках фильма… Зачем им вновь это объяснять, увеличивая тем самым протяженность вечера? На мой взгляд, пусть лучше говорят победители - а они-то как раз, как правило, ограничиваются лишь парой слов типа «Спасибо»…
Подходя к концу, вверну сюда разумное объяснение тому, почему же у нас так разнятся результаты «Белого слона» и «Золотого орла» - как будто кинокритики и киноакадемики живут у нас в разных странах. И это притом, что «Золотой глобус», как правило, предугадывает результаты «Оскар», а не противоречит им. Кирилл Разлогов на мой вопрос об этом сказал, что «Золотой глобус» вообще-то присуждают журналисты, а вот критики Нью-Йорка, Чикаго и Филадельфии отмечают совсем другие картины… Что ж, это, конечно, многое объясняет.
В завершении всего хочу сказать, что на самом деле я против фильма «12» ничего не имею. «А, продался!» - скажете вы, но будете не совсем правы: я писал, что это хороший фильм сразу, как он вышел. Хороший, актуальный, все такое. Отчего же, спросите, такой тон в этих моих заметках? Знаете, противно просто, когда итоги голосования известны заранее, когда под демократическим голосованием подразумевается общая вытяжка, когда все подтягивают животы и отдают честь государю-батюшке. Неправда, что у «12» не было конкурентов - они были. Но… «Так все же ясно», - как говорил персонаж Михаила Ефремова в этом самом фильме-лауреате.
Окончательный триумф фильма «12»: поспешка Наумова…
http://video.mail.ru/mail/mumluk/12orlov/44.html…и финал с вручением и речами.
http://video.mail.ru/mail/mumluk/12orlov/45.html А где же БООООЛЬШОЙ СЮРПРИЗ? - спросите вы. А вот он, на закуску. Когда все закончилось и я стоял у ворот павильона, ожидая, когда пройдет толпа, я вдруг обратил внимание на валяющийся под ногами у всех конвертик. Что бы это могло быть? - решил полюбопытствовать я, имея обыкновение собирать себе в коллекцию всякую дрянь, от которой другие с удовольствием бы и отказались. Не поленился, поднял конвертик… (читателям ЖЖ: увы, я так пока и не научился всовывать сюда картинки, так что желающие увидеть, что же это такой за конвертик - милости прошу на
http://www.liveinternet.ru/users/mumluk). И теперь понимаю, что тем самым обеспечил безбедное существование если еще не себе, то как минимум своим детям и внукам - пройдут годы, и они продадут этот конвертик на каком-нибудь престижном аукционе и купят себе квартиру в Москве и дом под Парижем... Разумеется, никому из клана Михалковых я эту драгоценность теперь отдавать не собираюсь - да им и не надо, иначе не выбрасывали бы.