Ангелопулос

Jan 25, 2012 11:57

Бедный Ангелопулос. Его «Вечность и день», конечно, одна из самых «натянутых» «Пальм» в истории Каннского фестиваля, а «Пыль времени» - тот редкий фильм, с которого я, не выдержав, все-таки ушел на половине… Но все равно… Режиссер, говорят, был хороший.

Вспоминается кстати один эпизод. Как помните, Ангелопулос был председателем жюри ММКФ в 2000-м году (что была для нашего фестиваля огромная честь, разумеется), а тогда в конкурсе была «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» Занусси и «Вдова с острова Сан-Пьер» Леконта. И с самого начала, еще до начала показов, было очевидно, что Гран-При достанется либо тому, либо этому - потому что других крупных имен на горизонте не наблюдалось, а общее состояние конкурса десятилетней давности вы знаете. Я даже задал (молодой был, ничего не стеснялся) на пресс-конференции жюри такой вопрос: как же, мол, вы судить будете? Мне почему-то никто не захотел отвечать - только девочка из нашумевшего годом ранее «Романса» что-то такое вежливое сказала (типа, что будет стараться).

Фильм Занусси оказался, в принципе, занудной фигней, выжимающей из зрителя все соки благодаря своему слезоточивому сюжету. Вообще, всем фильмам, в которых герой в течение всего хронометража медленно, но верно умирает, следовало бы запретить участвовать во всякого рода конкурсах, потому как это нечестно. Как ни странно, у Леконта оказалась практически идентичная тема: только там героя должны были казнить. Однако решалось всё совершенно в иной энергетике и сам фильм оказался совершенно классным - я даже потом диск купил и пересматривал. Жюльетт Бинош, Даниэль Отой! Прекрасные роли, безусловно, заслуживающие награды. Но главным козырем картины оказался, как вам известно, Эмир Кустурица - все-таки не часто балующий нас своими актерскими талантами, а они у него есть и ого-го какие! Плюс операторская работа, всё прочее - короче, это была одна из лучших киноработ, побывавшая в конкурсе ММКФ за последние 15 лет. Тем не менее она не получила от жюри вообще ничего, Главный приз получил, как и предполагалось, Занусси, а прочие награды разошлись по лентам, про которые я, быть может, что-то и вспомню, но только если весьма и весьма постараюсь.

Спустя год я спросил у Сергея Соловьева, также заседавшего тогда в фестивальном жюри, как же так вообще получилось. Он ответил сразу и честно: Ангелопулос ненавидел Кустурицу всеми фибрами своей души за то, что тот своим «Андеграундом» «отнял» у него «Пальму», которую амбициозный грек рассчитывал получить за «Взгляд Улисса». Ситуация и правда была памятная: получил приз рангом ниже Ангелопулос даже не стал, кажется, произносить благодарственного слова и ушел со сцены целиком и полностью обиженный. Так что «Вдова», в которой Кустурица пусть и не режиссерствовал, а только играл, просто-напросто была сразу снята с обсуждения (я, к сожалению, не уточнил, посмотрел ли ее все же председатель жюри или даже в зал не вошел; но может быть, он сидел там с закрытыми глазами). Затаённая обида не прошла даже несмотря на то, что спустя три года после «провала» Ангелопулосу вручили-таки заветный приз - Мартина Скорсезе, помнится, тогда многие ругали за то, что он сделал это скорее в знак «извинения», нежели исходя из собственно небывалых достоинств представленного фильма.

Такая вот история. Она, конечно, не является поводом для какой-либо особой характеристики погибшего ныне режиссера - подобные вещи случаются вдоль и поперек, история фестивального движения - это вообще не история действительных художественных побед, а гораздо чаще история скрытых интриг и подводных течений. Она лишь свидетельствует… Ну, о том, что все мы люди, что ли. Или о чем-то еще, даже не знаю.

бывает и так, память, Сергей Соловьев, Жюльетт Бинош, Кустурица, Скорсезе, Каннский кинофестиваль, знаете ли вы, жизненный опыт, ММКФ

Previous post Next post
Up