Упоминавшаяся на днях «Прислуга» оказалась фильмом… Ну, таким фильмом, на котором ты уже через десять минут (если не раньше) понимаешь, что ой, сейчас два часа пойдет про то, какие несчастные негры люди, а белые все скоты (хотя нет, разумеется, не все), и как тяжела была жизнь, и как они за свои права боролись, и вот этот весь тягостный груз прошлого тягостен настолько, что даже молодое поколение 21-го века тоже находит в себе отвагу и силы отдать ему должное: мол, мы помним, мы не повторим, негры - тоже люди, и туалеты пускай у нас у всех будут общие. То есть, это как фильмы про фашизм - с одной стороны мы знаем, что он вроде как искоренен, но с другой - не должны забывать, чтобы вновь не случилось. На самом деле как раз такого кино у нас в России катастрофически не хватает - хотя проблем на том же отрезке истории было также немеряно. Я так навскидку попробовал повспоминать, что у нас было на этническую тему - и только сидоровских «Старух» из громкого смог вспомнить; впрочем, я всегда отличался нестабильно работающей памятью, так что буду благодарен, если вы еще что подскажете. То есть, мы все очень любим громко поговорить (а часто так даже с чужих слов) на национальную тему, а кино про это отчего-то не очень снимаем. Впрочем, если киношники правильно воспримут недавний путинский призыв как недвусмысленный госзаказ - авось чего еще и дождемся.
Но единственно, чего нам на этом госзаказе вряд ли дождаться получится, так это того ощущения в финале, которое было у меня вчера на «Прислуге». Повторюсь, я довольно скоро от начала просмотра начал биться головою об стол, жалея, что вообще в этом дело ввязался, потом еще час откровенно скучал, зато вот ближе к финалу… черт, даже сейчас стыдно об этом вспомнить… короче, разревелся, как самая последняя девка - так было всех жалко. И ту черненькую, и ту беленькую, и всех вместе, а этих сук - так поубивал бы, и как же так, и ыыыыыыыы… Не знаю, в общем, как им всё это удается, эту слезу у зрителя пустить непременно, чтоб платочки все мокрые были от слез и выжимать потом приходилось. Я понимаю, конечно, что на самом деле это проще простого - и пройдет еще пара дней и о фильме все благополучным образом забудут, и скорее всего, это просто я такой впечатлительной тряпкой оказался… Но в целом есть в этой картине что-то, что позволяет за нее зацепиться. И браво, браво тем отважным рыцарям от кинопроката, которые выпускают эту картину о трудной судьбе негров в американские 60-е в наш дремучий сибирский прокат, понимая, конечно, что ее посмотрят на всю страну ноль целых три десятых зрителя, но тем не менее, тем не менее… Вспоминаются еще почему-то сейчас социальные плакаты на тему «если ребенок стал похож вдруг на няню», но это не имеет уже никакого отношения к делу.
Отдельно хочется упомянуть, как я болею сейчас за Джессику Честейн!.. Откуда она вообще взялась?!. Кто такая, где была раньше? И почему она теперь везде?.. После этого фильма я хотя бы понимаю ответ на последний вопрос. Предыдущие две картины с ее участием, которые дошли до моего внимания, не оставили об актрисе никакого особого впечатления (ну, милашка, да), однако здесь… Признаюсь честно, я не знал, что она здесь играет - и обнаружил ее участие только на финальных титрах. Какой же было радостью (и удивлением!), когда обнаружилось, что она играет именно ту героиню, о которой я хотел узнать, кто ее играет, потому что она… Ну, самый-самый светлый кусок во всем фильме! Потому как у Эммы Стоун роли здесь практически никакой нет - хорошая белая девочка, которая кивает и записывает, и которую почему-то все называют уродиной (что разом напоминает «дяди Ванину» Соню, которая по тексту тоже не шибко хороша собой, а играют ее почти все весьма обаятельные артистки), Брайс Даллас играет суку, на симпатии не располагающую (вообще, опасно актрисам играть такие роли - еще ведь снимать перестанут)… Так что всё внимание и все симпатии очевидным образом перекладываются на единственную интересную белую женщину во всей этой разноцветной палитре (и преступление просто, что ее нету на постере!). Страдая пониженной отзывчивостью на женские и прочие лица, я не признал ее, каюсь, однако теперь постараюсь быть повнимательнее ко всем ее следующим (и бывшим) работам. Ведь это ж надо же - суметь завоевать внимание зрителя уже первым же своим появление в фильме, этим кадром, где видны одни ноги!.. Но ведь какие ноги, и как двигаются, и как вообще!.. Короче, большая она молодец, пусть и с опозданием, но я все-таки сиё замечаю. Сисси Спейсек здесь еще очень смешная, только вот, понятно, уже не в той возрастной категории, чтобы ею восторгаться на несколько абзацев.
В общем, это, понятно, чисто американский фильм на чисто «про своё»; у нас мало негров, у нас мало у кого есть прислуга и нам наплевать будет, если кто-то всерьез напишет у нас книжку о том, как прижимают в провинции таджиков. С «оскаровской» точки зрения понятно, что это тот самый один-единственный фильм в году, который занимает в призовых раскладах свое место исключительно по расовой квоте, но должен вам честно заметить, что это еще и не худший вариант, посмотреть разок можно. Не факт, конечно, что вы прослезитесь также, как я, но хотя бы лучше поймете, что же это за девушки - одна из которых уже играла подружку Человека-паука, другая вот только что сыграла и скоро перед нами в этом образе предстанет, а третья, несомненно, еще сама - и наверняка довольно-таки скоро - предстанет перед нами в образе какой-нибудь супер-пупер-героини.