Dec 17, 2011 00:36
Совершенно случайно попал сегодня в «Табакерку» на спектакль «Wonderland-80». Именно что случайно - сам по себе, по своей воле, я бы на него никогда бы, скорее всего, не пошел: название не на слуху, и при моем, увы, крайне низком посещении театров в последние годы я бы его, случись повод, точно бы не выбрал.
А какой замечательный, прекрасный оказался спектакль! Готов даже сказать - превосходный, останавливает лишь то, что перехваливать при своей нынешней насмотренности (повторюсь - слабой) тоже не ахти как резонно. Но по сравнению с теми блистательными работами «Табакерки», которые я видел на этой сцене когда-то в былые времена, - это очень стоящая работа. Не из самых-самых, быть может, но на достаточно высоком уровне.
Я ведь с театром Табакова познакомился скоро вот уже 15 как лет будет - накануне десятилетия официального их существования прокрался к ним со служебного входа под видом журналиста (и правда - написал потом для студенческой газеты), мне от щедрот дали билет на «Звездный час по местному времени»… И всё - жизнь моя, как говорят, навсегда с тех пор переменилась. «Звездный час» я потом видел еще раз или два, «Бумбараша» - раза три или четыре, «Матросскую тишину» - раз пять точно в театре, а если с телеверсией считать, то восемь раз верных будет (и поэтому когда я позволяю себе посмеиваться сейчас иногда над Машковым, я при этом все-таки ясно для себя понимаю, что это Великий артист, ни больше, ни меньше), «Психа» - четыре раза (вот почему, кстати, так особо жалко Безрукова - прекрасный артист ведь был по молодости!..)…
Но и помимо этого золотого, бриллиантового фонда было в «Табакерке» немало просто отменных, хороших спектаклей, от которых создавалось ощущение подлинного Театра, настоящего, неизменно пробирающего. Однако потом ощущение это поистерлось и куда-то пропало. Для себя я объяснил это так: в какой-то момент Табаков погнался не за качеством, а за количеством спектаклей - решив, надо полагать, обеспечить работой всех, кто находился у него в подчинении. Это не было ни в коем случае «халтурой» - но и удовлетворения зрительского это тоже почти не вызывало. И ходить уже туда не хотелось.
Несколько лет назад - наверное, пять - я снова залпом посмотрел там три спектакля, хороших. Но дальше вмешались обстоятельство другого толка - и с театром пришлось, к сожалению, надолго завязать.
И вот - «Wonderland-80», случайная, повторюсь, радость. Когда решал, идти ли, не скрою - засомневался. Дело решило имя Дмитрия Куличкова на афише - артист хороший, мне лично знакомый, и просто на него посмотреть - это уже оправдание для любого похода. К тому же режиссер - Константин Богомолов; я хоть в театр и не хожу, но прессу читаю - а о нем пишут. Ладно, пошел.
И как доволен! Хотя нет, «доволен» - это не то совершенно слово, не та краска. В общем, это тот оказался спектакль, от которого правда сжимается временами сердце. И не жалко ни времени, ни денег. И хочется, чтобы зрители вместе хлопали в конце так, чтобы артисты раз десять даже на поклоны выходили.
Это по Довлатову - я когда купил уже программку, вспомнил, что читал о спектакле уже когда-то. Ему полтора года - вот тогда-то и читал, и идею трудно не запомнить: «Заповедник» скрещен здесь с кэрролловской «Алисой», очень неожиданно и недурно, между прочим; забегая вперед, скажу, что позади меня зрители недоумевали, причем же здесь это, и в итоге сошлись на том, что раз здесь 1980-е, то и «Алиса», наверное, была в эти годы написана. Саму книгу - Довлатова - я читал довольно-таки давно и она, признаюсь, не произвела на меня должного впечатления, но спектакль вызывает главное: желание как минимум перечесть, а как максимум - взять вообще весь имеющийся на полке трехтомник и осилить его всего как-то разом.
Потому что первое всё действие - это очень смешно. И на уровне выведенных типажей, и на уровне воплощения. СССР как страна тотального абсурда. Помимо Куличкова (главная роль) особого упоминания заслуживает Алексей Комашко, играющий писателя Стаса Потоцкого - с несомненной «любовью» выведенного Довлатовым образчика советского «передовика», о творчестве которого легко судить уже только по процитированным им финальным строкам пары его нетленных произведений. Симпатичная Анна Чиповская - девушка, оказывается, с весьма солидной, несмотря на лета, кинокарьерой (отдельный вопрос для нее - как бы от такого багажа теперь бы избавиться).
Но! Олеся Ленская! Сердце мое вновь оказалось разбито - я такой красоты вблизи давно уже не видал… Губки жемчуг, а глазки коралл!.. Блин! Чудо, а не девушка, ее хоть в витрине выставлять надо, чтобы народ подходил и бесплатно любовался. В толк взять теперь не могу, почему в списки самых красивых девушек страны неизменно попадают только какие-то дуры с телевизора - а театралы в отместку своих списков красавиц отчего-то не составляют?!. Или составляют, да я проглядел?.. Короче, я искренне не понимаю, почему на нее не обрушилась до сих пор всероссийская слава. Хорошо, конечно, что она сама, наверное, умница, сторонится сериалов, но вот кино - неужто нам в кино не нужны такие красавицы?..
Так вот, а второе действие уже грустное навзрыд. Посмеялись - пришла пора и поплакать. Потому как жить в царстве абсурда - это, конечно, весело и в чем-то даже, бывает, легко и забавно, но если жить при этом здесь постоянно - как-то уже и почему-то вдруг не смешно.
И очень точно и правильно здесь музыка и песни подобраны - той эпохи (отчего-то подумалось, а куда смотрит РАО - или оно по театрам не ходит?). Главный хит - Павел Ильин исполняет на баяне пугачевский «Айсберг». Только аплодисменты после такого хита отсутствуют - потому как так тошно становится от этой грусти и тоски, что куда уж тут еще и в ладоши хлопать… А еще «Земля в иллюминаторе» на полную громкость (и Яна Сексте в безумных прыжках, обреченной пляске…), и что-то еще, и еще… Вот как в «Грузе-200» - песни веселые, а жить почему-то не хочется. И главным лейтмотивом - такой повторяющийся мотив, как бы звук лопнувшей струны, такой унылый-унылый… И такое вдруг, от гэбиста: а тебе я бы советовал валить отсюда, покуда выпускают… И такая тишина…
Как я понимаю, за прошедшие от премьеры полтора года спектакль заметно сократили - во всяком случае, шел он на 20 минут меньше, чем было заявлено в программке. И не знаю, каким он был - но стал сейчас просто прекрасным. Не скажу, что лучшим из лучших, но вот я вышел из него, ехал в метро, дошел до дома - и мне все хотелось о нем, о таком вот спектакле, кому-то тут же, сразу и быстро, рассказать. Что есть вот такой - «Wonderland-80», на улице Чаплыгина, где я так давно не был, и где стоят во дворе сейчас (а я и не знал!) памятники Володину, Вампилову и Розову, где фотография висит из той же «Матросской тишины», где на входе всех встречает мама Евгения Миронова, где столько воспоминаний - и куда так приятно было снова вернуться и уйти оттуда неразочарованным.
Олеся Ленская,
сам посмотрел расскажи другому,
театр,
Машков,
любимые актрисы,
Табакерка,
радости,
прекрасное