Sep 24, 2007 10:18
Вчера побывал на спектакле Льва Додина «Жизнь и судьба» (московские гастроли питерского Малого драматического театра). Из знаменитостей в зале были Швыдкой, Миронов, Табаков, Максакова, Женовач, Житинкин - перечисление это только для того, чтобы была более понятна значимость происходящего. Все, естественно, приготовились внимать...
Тут вот что странно. Режиссер Лев Додин априори считается великим. Не спорю, он великий и есть - но разве будучи великим, не надо каждый раз заново это доказывать?.. В нашей стране, наверное, нет - потому как теперь все, что ты сделал, считается великим безо всяких доказательств. Пример: Швыдкой вышел на сцену в начале вечера и объявил, что то, что мы сейчас увидим - один из важнейших спектаклей десятилетия. Хорошо. Но после этого он остался в зале смотреть все это дело. Неужели захотел второй раз посмотреть? Вот это тягомотное, скучное, невыносимо длинное четырехчасовое действо?.. Как-то не верится (все, конечно, возможно, но не верится). Почему-то думается, что сказал он свои высокопарные слова не от себя, а просто потому, что так принято говорить. Ведь раз говорим «Додин», значит подразумеваем «важнейший спектакль десятилетия». Даже не видя его. А ведь это получается не всегда так.
Ну, про что спектакль и чем он особенным хорош - это вы еще где-то прочитаете. Я это описывать не буду, так как мне ничего там не понравилось (были, правда, щемящие монологи Татьяны Шестаковой и блистательный, на мой взгляд, Данила Козловский - но это все меркнет под этой, повторюсь, четырехчасовой махиной). Остановлюсь коротко на самом «желтом» факте. Это тем более логично, что и о спектакле я впервые услышал из «желтых» источников. После премьеры многие писали, что там Лиза Боярская голая под душем стоит. И, оказывается, не только она там голая.
Опишу, как все было. Лиза Боярская там действительно снимает трусы - но остается при этом в комбинашке. Встав, как и предупреждалось, под душ, она естественным образом мокнет - и типа все уже становится видно. Продолжается это не так-то и долго, после чего трусы она натягивает. Далее следует еще ее «постельная» сцена с тем самым Козловским. В трусах, но топлесс. В следующем акте все в точности повторяется с другой актрисой - Еленой Соломоновой. Только она вдобавок топлесс еще и танцует, ничего не скрывая. А в довершении всего, в самом финале, на сцену выходят 14 человек, из которых три девушки, и все раздеваются полностью. Поворачиваются и так, и этак, потом уходят...
Это, надо полагать, такой режиссерский шик - всех раздеть, обнажить, оголить… Только я, глупый, никак не пойму: зачем?.. Что хочет этим сказать режиссер? О чистоте женщины как таковой? О том, что все люди под одеждой голые?.. Свежо, ничего не скажешь.
Я видел у Додина спектакль «Чевенгур» - там тоже все мужики раздевались. Был ли в этом смысл?.. Раздеваются еще кое-где. В «Волосах» у Намина, у Захарова в «Ленкоме»… Но единственный, кажется, раз, когда вот это раздевание было совершенно оправданно происходящим и сражало зрителя, как гром небесный, было в спектакле упомянутого выше Житинкина «Псих», когда там в финале догола раздевался измученный психушкой герой Сергей Безрукова. Это да - это производило нужное впечатление. А что здесь?..
Причем в то время, как в глубине сцены душ принимала Боярская, на передней части что-то такое происходило, кто-то с кем-то разговаривал. Простите, но ничего я из этого даже не услышал - разумеется, ведь там Лизавета голая! А что, Додин думал, что я буду на зэков смотреть (это были именно они) и их в это время слушать?..
В общем, к чему это я. По себе знаю, что весь спектакль не запомнить. Спустя годы в памяти остается лишь самое яркое, самое запоминающееся, самое главное. И уже сейчас я прекрасно понимаю, что трагический, по сути, спектакль «Жизнь и судьба» для меня навсегда останется лишь спектаклем, где люди голые и Лиза Боярская под душем попой своей вертит. Если этого и хотел «великий» наш Лев Додин - то он, конечно, победил.
Додин,
Безруков,
Елизавета Боярская,
Жизнь и судьба,
голые девушки,
театр