Браво! Нас ждет очередная российская кинопремия! «Предполагается на съезде утвердить название премии КиноСоюза, которая будет вручаться ежегодно по итогам рейтингов голосования членов КиноСоюза на нашем сайте». Это из письма, информирующего о грядущем в июле Первом съезде Киносоюза.
Конечно, первая реакция - легкая оторопь. Приятно, что есть Киносоюз, приятно, что будет у него съезд… Но очередная премия?.. По-моему, эта идея уже из ряда вон… Она обоснована, не спорю, да и в конце-то концов - почему бы и нет; но если и ей дадут в итоге статус «российской национальной» - но уж совсем бред ведь будет, вы не находите?.. Конечно, железный довод: посмотрите, сколько премий в США! Не перечесть!.. Но так ведь в США и есть, кому вручать!.. А у нас - пять премий, три лауреата… Смешно - если б не грустно.
Но ладно. Посмотрим на рейтинг голосования, на основании которого предполагается вручать - вот он тут:
http://kinosoyuz.com/ratings/filmsrating/. Понятно, что еще не было ни съезда, ни постановления, и заведомо неправильно делать уже выводы, но все же. Помимо названия фильма, там есть две графы: «Не видели» и «Оценка». И даже беглый взгляд на таблицу показывает, что оценивают картины в среднем порядка десятка человек (хотя в первую очередь бросаются в глаза те, что оценены всего лишь одним-двумя голосами), а вот в другой графе преобладают цифры в два-три десятка. Так, последнего Говорухина не видели 34 человека, а видели всего лишь 6. У новой «Иглы» показатель 29 и 7. «Пестрые сумерки» Гурченко - 31 и 6. «Белка и Стрелка» - 20 и 8. Что самое (для меня) поразительное: цифры «Воробья», год назад участвовавшего в конкурсе ММКФ: его не видело 28 человек, а побывало на пресс-показе и на премьере, оказывается, всего десять…
Самая благополучная в этом плане судьба у «Как я провел этим летом» Попогребского - его не видели всего двое. Шестеро (счастливцы!) не видели «Кочегара», «Овсянок» и «Предстояния», восемь пропустили «Край». Видели, соответственно, всё 38 членов и только Балабанова почему-то 24. Поровну, к примеру, у соловьевских «Одноклассников» (18 и 17) и бекмамбетовских «Ёлок» (23 на 23).
Опять же: понятно, что это только сейчас - и потом они развернуться. Но я говорю даже не о цифрах («Белого слона» - или «Золотого овна» - я помню, вручали как-то и вовсе голосованием этак двадцати критиков, что выглядело, признаться, малообъективно). Я о том, что даже случись у нас новая премия - в лауреатах у нее будут все равно те же. Потому что элементарно следят за процессом у нас далеко не все и смотрят они далеко не всё. Я вот поражаюсь Сергею Кудрявцеву, который регулярно отчитывается о посмотренном; я спрашиваю его: ну зачем ему это надо??? Он отвечает - мудро и просто: «Кинопроцесс можно в полной мере оценить, зная не только его вершинные достижения». Но много ли у нас таких «добровольцев»?.. Готовых не проголосовать за хиты, а оценить процесс в полной мере?.. И тут я же читаю похожее у Гребнева в его «Записках последнего сценариста» о Павле Маркове, легендарном театральном критике: что он «имел обыкновение смотреть все подряд, что только не появлялось на московских сценах, считая это обязанностью критика, а иначе, пенял он нам, ты не критик, а случайный рецензент».
Общее, мне кажется, мнение, что существующие уже академики фильмов коллег практически не смотрят - и вручают свои премии, выбирая по знакомым им именам. Ну и на фига нам еще одна подобная премия, вручаемая от лица таких же вот «случайных рецензентов»?..