Пару месяцев назад я уже начал знакомить желающих с избранными местами из воспоминаний кинодокументалиста Василия Катаняна, которые некогда были опубликованы в «Киносценариях», а сейчас легко доступны
хотя бы вот здесь; так вот, продолжаю - это смешно, забавно и небезынтересно.
«Новороссийск. Сегодня съемку отменили, и мы с Фельдманом пошли на базар, горы фруктов по 2-4 рубля кило. Здесь же аттракцион: какой-то старикан за 1 рубль показывает в стереоскопе пять горных пейзажей. На ухо Зяме он таинственно сообщил, что за 5 рублей он может показать порнографию. Мы за ценой не постояли, и он нам тут же продемонстрировал:
1. Венеру Милосскую
2. Венеру с зеркалом
3. Маху раздетую
4. Ню Ренуара
Наш шофер остался в полной уверенности, что это и есть то самое».
Это №3’1999, стр. 114. А вот №1’2000, с.179:
«В конце апреля сдавали картину Фурцевой, с нею два заместителя. Просмотр в НИКФИ, они сели в первом ряду, она оглянулась и говорит: "Что ж вы так встречаете?" Как, думаю, ее надо встречать, гимном? Но дирекция сразу все поняла, запустила картину, и в темноте внесли маленький столик с коньяком и апельсинами. Я подумал: "Ай да министерша, не постеснялась! Ну, с такой мы не пропадем"».
Ну и самое-самое - это уже с сайта и понятно даже, почему не из журнала.
«Открываю я толстый глянцевый журнал "СТАС", вполне бульварный по своей сути, весь какой-то тусовочный, и читаю статью, как говорят, порядочного киноведа Марка Кушнировича. Судите сами: он пишет, что рассказывал ему (пойди - проверь, ведь ныне покойный) Григорий Александров: ""За все время, что мы были с Эйзенштейном вместе - а мы были ближайшими друзьями более десяти лет я ни разу не видел его х..." Я невольно переспросил: "То есть как? Вы же бывали вместе в бане? Купались в море? И вообще..." Он повторил: "Были. Купались. Устраивали пикники, где часто раздевались догола, но я ни разу за все это время не видел его х...". Заметив мою растерянность и недоумение, он слегка улыбнулся и добавил: "Нет-нет, "он" был, конечно, но я его не видел". (...) Верю Александрову (хотя трудно найти более сомнительный источник информации), сам не могу доказательно объяснить почему, но верю".
Этот "порядочный" киновед не стесняется влезть в интимную область уважаемого режиссера с трагической судьбой и привести свой разговор - был ли он? - с человеком, которого все знающие его кинематографисты называли не иначе как Хлестаковым. Клевещите, клевещите - что-нибудь да останется. Принцип очень старый. Возмущенный брехней, в обиде за Эйзенштейна, я сел писать письмо в редакцию. Компьютер под моими руками излучал гнев и сарказм. И в это время позвонил телефон:
- Василий Васильевич? С вами говорят из журнала "Стас".
Я просто задохнулся. "Ну, - думаю, - сейчас я вам покажу!"
- Мы готовим материал о Рязанове и хотим заказать вам статью о нем.
- Вы? Мне! Статью?!
Молодой мужской голос несколько растерянно продолжает:
- Да-а-а. А что?
- Видите ли. Я, в отличие от Александрова, дружу с Рязановым не десять лет, как он с Эйзенштейном, а все пятьдесят четыре года. И за все это время я ни разу не видел его х.., так что боюсь, моя статья вас не устроит. Ведь ваш журнал интересуется, главным образом, был или не был х... у того или иного режиссера, и я не смогу соответствовать уровню "Стаса".
На конце провода послышался стук. Трубка, верно, упала. Потом:
- Я звоню господину Катаняну?
- Да-да, вы не ошиблись.
И я произношу длинную тираду о безнравственности журнала, его желтизне и невежественных редакторах.
- Что же мне сказать главному? - тихо спрашивает молодой человек.
- Скажите, что в воскресенье я увижу Рязанова и если он мне покажет свой х.., как выражается ваш журнал, то я статью сделаю, если же нет - извините.
- Когда же вам позвонить? - это убитым голосом.
- В понедельник!!!
Вскоре выяснилось, что звонил только что поступивший в редакцию молодой сотрудник, который не видел журнала про Эйзенштейна и был ни сном ни духом. Мне об этом рассказал человек, которому хотели заказать статью о Рязанове, но он рекомендовал меня и дал мой телефон. Молодой человек был в шоке и говорил, что, судя по всему, попал к сумасшедшему эротоману, который его и разыграл».
Вот, к слову,
немного о самом Катаняне - а то что ж получается, мемуары прочитал, от души посмеялся, а кто именно их написал - почти ничего и не знаю.