Классика: «Французский связной»

Mar 17, 2011 18:03

Я вот тут подумал: а раз я временами позволяю себе что-то такое сказать про свежие фильмы, то почему все время молчу про классические? Ответ простой: всегда считал, что ну чего про них говорить - все видели, все знают, чего лишний раз, да к тому же еще признаваться, что вот раньше не видел, кому это надо. Теперь же вот думаю - а почему бы и нет? Пару-то словечек всегда найдется сказать… Так что…

«Французский связной» - 1 и 2, оба пересмотрел. Видел их уже давно, ничего не понял, соответственно - не полюбил, и пересмотреть хотелось. Сейчас не то чтобы под большим впечатлением, но хотя бы зафиксировал для себя, так сказать, все плюсы и достоинства.

В первой серии поражает, конечно, зачин. Напарники поймали бандита - хорошо. Пошли после трудовой смены отдохнуть. В баре один увидел мужика - судя по всему, наркоторговец. «Давай за ним покатаемся, посмотрим» - поехали за ним кататься. И накатались… Вот так просто. К вопросу о том, как из маленькой ниточки целый канат сплести.

Но больше, кстати, хотелось пересмотреть даже вторую серию - потому что ее я совсем не помнил, но финал в памяти отпечатался отлично. Это когда он бежит, бежит, догоняет, догоняет… Страшно долго, мне казалось, на деле - минут шесть, и даже обидно, что шесть, а не десять и не пятнадцать, потому как это лучший эпизод картины, конечно, который стоило бы тянуть и тянуть до полного уже совсем удовольствия… И вот он бежит, бежит, а потом - раз, увидел! - привет! - выстрел, второй - и сразу пошли титры. Вот так бы мощно все фильмы кончались.

Хотя в середине там провис все же большой. Если первый фильм - ни о чем, но при этом строго ни о чем, концептуально, и этим совершенно прекрасен, то второй уже пытается вместить в себя хотя бы хоть что-то - и это сразу видно, и уже всё расползается. Вообще, конечно, возникновение продолжения понятно: успешный фильм, к тому же фильм года, к тому же главный бандит убежал на титрах - ну как можно было давать ему убежать?!. Понятно, что хотели снять сливки - и как бы довинтить историю. Но честно говоря - вот не будь второй серии, а останься «Французский связной» в гордом своем одиночестве, со сбежавшим бандитом и только с этими титрами, что героев перевели в другой отдел - сегодня, с исторической точки зрения, он бы сильно круче смотрелся. Так что эти продолжения, конечно… Все-таки порою они сильно портят сказку.

Другое. Один из самых потрясающих вопросов: за что Джину Хэкману дали тут «Оскар»? Что нужно сделать, чтобы тебе дали «Оскар» сейчас? Давайте-ка вспоминать: заикающийся король, пьяница-кантри-певец, голубой активист - ну и далее, и далее. То есть, блин, ты должен как минимум жопу порвать на съемках, чтобы тебя Академия заметили. Роли простых людей давно уже не котируются - разве что за второй план, но в целом это всё исключения. А сорок лет назад Хэкман сыграл… ну совсем простого мужика. Правда, упертого - но простого. Ничего нет совершенно. Я как начал смотреть, так всё отмечал про себя: ну вот, тут он пальчиками по стеклу постучал, понятно, жест придумал, роль обыгрывает - ну и такого вот рода мысли. А как дальше пошло - забыл уже совершенно про это думать, коп - и коп, что там такого. Ну, гоняется… С сегодняшних позиций как раз его роль во второй серии более «оскаровская» - там хотя бы героиновая ломка есть на треть фильма; но именно за ломку он ничего не получил. А получил за простого, но чуток вот только упертого парня. Сейчас смотришь - даже удивительно. Хотя с другой стороны - понимаешь, что именно после Хэкмена, наверное, и пошли у них в кино такие вот простые, но упертые парни.

Любопытно также было увидеть в роли врага Фернандо Рея - как раз недавно его узнал и запомнил, изучая Бунюэля. Оказывается, одновременно со «Сладким обаянием буржуазии» (даже аккурат перед нею) он и в Голливуде дорожку протаптывал.

Вообще, я для себя давно уже понял, когда фильм хороший - это когда смотришь и понимаешь, что сам такой же снять мечтаешь. Причем получается, что сегодня мечтаешь такой фильм снять, завтра - другой, послезавтра - еще третий; много ведь фильмов хороших имеется. А когда фильм не ахти - ну, такой уже не мечтаешь, и даже обидно. И конечно, таких фильмов, как «Французский связной», сегодня вроде бы пруд пруди (ну, не пруд, но лужица точно наберется). И все равно - хочется. Чтоб вот так же - один за другим, и все бежит, бежит, и ничего больше, совсем ничего, и может, поймает, а может, и нет, и долго стоит на холоде, и все ждет, а чего ждет, чего стоит, и зачем ему это нужно, и не обязательно это должно быть понятно.

классика, киноведческий обзор, посмотренное, Оскар

Previous post Next post
Up