«Оскар», голосую (1)

Feb 24, 2011 09:45

Вот что мне всегда совершенно не нравится перед «Оскаром», так это то, что то там, то тут обязательно появляются посты приблизительно следующего содержания: «а, ну, опять тут все ясно, и говорить-то нечего» - а потом в понедельник следует и вовсе убойное: «ну я же говорил!» - хотя раз) как такового прогноза высказано не было, а два) очевидность в случае с «Оскаром» - вещь настолько туманная и зыбкая, что если уж хочешь по-честному заслыть прогнозистом, то будь мил - становись уже на какую-то сторону.

Да, ясность действительно - более-менее - существует с персональными номинациями - там тоже могут быть подвохи, но в принципе да, лауреаты определены уже задолго до финиша, так что вообще бывает порою непонятно, для чего вообще сам «Оскар» тогда нужен. Но безусловный фаворит на звание Лучшего фильма - это все-таки, на мой взгляд, редкость, и именно в этой категории - самой главной и самой важной, согласитесь, - интрига сохраняется до самого конца. Совершенно не было очевидно, что «Повелитель бури» возьмет вверх над «Аватаром», а Коэны - над Андерсоном. А «Столкновение» откуда вылезло?!. И даже «Миллионер из трущоб»- ну вот вроде, разве можно было сомневаться, но я прекрасно помню, какой страх витал вокруг, что вот сейчас его возьмет и финчеровский «Баттон» утопит…

А в этом году и вовсе интересно - из-за той скачки, что произошла на наших глазах за последнее время (я уже писал об этом). Сперва был один «безусловный» фаворит, потом неожиданно выскочил другой, а кроме них - еще как минимум две картины, у которых тоже полно номинаций и которые легко могут выскочить «сюрпризом», и еще три - просто отличных… Так что нет, «все и так понятно» - не проскакивает.

Вообще, жалко, конечно, что они до десяти число номинантов увеличили - болото только развели какое-то; понятно, что так диски продавать потом легче будет, но со стройностью рядом тут явные проблемы начинаются. Тем не менее, судя по ним - год 2010 явно выдался удачным. Ну, следует, конечно, сразу выкинуть из десятки «Зимнюю кость», «127 часов» и «Детки в порядке» - сами по себе, возможно, это и милые картины, и кому-то нужные, но без них совершенно легко можно обойтись по жизни (к тому же кто-то из них украл место у «Города воров» - и вот это уже преступление). Но оставшиеся семь - это все весьма достойные фильмы, которые явно имеют шансы, что называется, остаться - в веках и в нашей памяти. Если взглянуть на списки прошлых лет - далеко не всегда выборка была столь же удачной (на мой взгляд, во всяком случае).

И что еще радует, что в этом году все основные претенденты как будто бы объединены некой общей связующей нитью. Ведь если вдуматься, все они - про то, что можно всё преодолеть. В принципе, конечно, под это можно подсунуть практически любой фильм, любой год - везде найдется, что и кому преодолевать, про это кино, как правило, и снимают. Но в этот раз, кажется - ну вообще без исключений. И в итоге так и подмывает свести всю оскаровскую борьбу не к собственно художественным достоинствам тех или иных картин, а к тому, какой именно жизненный барьер академики сочтут наиболее необходимым для преодоления.

Если уже, наконец, перейти к моему собственному выбору, то я, простите, не буду в этом году бросать монетку и метаться между королем и фейсбуком - просто потому, что не вдохновлен в полной мере ни тем, ни этим, и хотя элементарная логика (основанная на уже осуществленных раскладах) подсказывает, что победит, скорее, все же первый - но при чем же здесь я?.. Надоело. Староват я что-то стал для всех этих игр в прогнозы - хочется уже плюнуть на всё и голосовать только сердцем. Не предполагать, кто там победит - тем более что всегда существует эта двойственность: я болею за этого, но знаю, что победит этот - так нечестно; а верить в то, что победят по-настоящему достойные. Так что мое голосование - это не прогноз, это то, как бы я сам проголосовал.

Три картины из десяти я уже отмел. Отметаю и «Короля» с «Социальной сетью». Первый - да, милое кино, но не настолько, чтобы его полюбить по-настоящему; оно больше выверенное, нежели прочувствованное, там больше «академизма», нежели вдохновения. Второй - я все-таки слишком хорошо еще помню впечатления от «Бойцовского клуба», чтобы согласиться с тем, что Финчер поднялся на новую «высоту». Наверное, это хорошая картина сама по себе, кто знает, но для меня это очевидный провал режиссера. Вернее даже как - срежиссирована-то она безупречно, тут трудно поспорить; тема просто не та. При всем размахе - сколько там сейчас пользователей фейсбука? - мелковато.

«Боец» - очень крепкая вещь, но все-таки на один разок, очевидно. Не думаю, что меня как-нибудь потянет ее пересматривать - а это минус. А «Железную хватку» я, наверное, как-нибудь все же пересмотрю - не только из-за естественной любви к Коэнам, но там и правда много вкусного. Хотя по здравому разумению, весь фильм держится на девочке - и все остальные на ее фоне настолько меркнут, что даже возникает вопрос, для чего же они там тогда вообще нужны, и это как бы тоже нехорошо. Хотя будет очень забавно, если сейчас «Хватка» вдруг возьмет и выиграет - я так и предчувствую мгновенный вал комментариев «я знал, я верил, я чувствовал»…

«Черный лебедь» - вкусная картина, но не любимая (это я сейчас как Джонни Депп в фильме «Шоколад» заговорил - а что, по сути всё это к тому и сводится: кто-то пытается угадать чужие вкусы, подсовывает то одну, то другую шоколадку - чтобы услышать в итоге как раз эту фразу). И хотя Аронофски, повторюсь, являет собой блистательный пример режиссера, не снявшего - пока - ни одной плохой картины, но и до своего «Реквиема» он пока во второй раз тоже, увы, не дотянулся. Хотя вот его бы успех - из числа всех собравшихся - я бы принял с наибольшим удовольствием, потому что он всяческих призов достоин сейчас куда больше, чем все его собратья по «артхаусному» цеху - все эти Финчеры, Коэны и Бойлы.

Но вот лично для меня в этом списке имеется только два неоспоримых шедевра (для меня неоспоримых, вы спорьте, сколько хотите) - это «Начало» и «История игрушек-3». Я как-то засомневался в четком высказывании насчет первого - когда посмотрел его два месяца назад; в нем вроде бы есть совершенно дичайшая мощь, но если начать раскапывать - то да, во многом можно начать сомневаться. Но вот я специально вчера пересмотрел - а это, поверьте, очень редко сейчас бывает, чтобы я захотел пересмотреть картину, - и да пошли все на фиг: главное, что эта дичайшая мощь есть, несомненно, а всё остальное - да ну и *** с ним. Я лично душою выступаю как раз за такого рода сюжеты - как говаривал Гребенщиков, народ страсть как любит всё непонятное, и для меня это как раз тот самый случай. Не собираюсь там ничего разбирать - круто и всё. И это, кстати, притом, что я совершенно не являюсь поклонником нового Бэтмена, а «Темный рыцарь», от которого у многих тоже башку сносило, - это очень плохая картина, как лично мне показалось в то время (надо бы все-таки пересмотреть). В общем, для меня это те два с половиной часа, которые, я надеюсь, еще не раз повторятся в моей жизни - и уверен, будет нескучно.

Но еще больше я буду пересматривать «Историю игрушек». Это - радость в чистом виде, безо всяких примесей. И хотя существует сейчас все-таки большой соблазн переметнуться окончательно на сторону Нолана, но все-таки нет, буду твердым - лучше «Истории игрушек» в 2010-м фильма не было. Даже объяснять этого не хочу - чисто сердцем голосую.

лучшие фильмы на свете, Аронофски, Дэнни Бойл, пуляние дротиками, Коэны, Нолан, Финчер, История игрушек, Оскар

Previous post Next post
Up