Фестиваль «Кино без пленки», впечатления, часть четвертая

Feb 12, 2011 11:49

Негатив.


Ксения Драгунская, «Реконструкция скелета», режиссер Ольга Субботина. По первому и основному впечатлению - это никакое ни кино. Автор на обсуждении радостно подтверждает - ну да, это фрагменты романа, и она сама была бы только счастлива, если бы этот текст никогда не дошел бы до экрана. Тогда вопрос: зачем же нужен сценарий, если никто даже не собирается представлять его кинематографическую судьбу?.. Просто, чтобы «звездное» имя стояло на афише? Сомнительное, честно говоря, удовольствие.

Притом, что сама по себе вещь - если рассматривать ее именно с точки зрения романа - может показаться очень любопытной, и как раз с литературной точки зрения претензий никаких вроде бы нет: бумага, как известно, многое стерпит, и роман может получиться в итоге на славу. В кино бы это попахивало… Нет, не буду выражаться грубо, скажу лишь, что представить это себе во вразумительном виде достаточно сложно. Хотя тут есть одно «но». Мне однажды выпала честь прочитать на бумаге сценарий «Нанкинский пейзаж» (мне кажется, там очень много общих со «Скелетом» каких-то мотивов и построений, впрочем, может, мне это только кажется); когда я его возвращал, мне было неловко режиссеру Рубинчику смотреть в глаза - он совершенно всерьез собирался это ставить, ну и как объяснить приличному человеку, каким маразмом он собирается сейчас заниматься; а маразм был страшнейший, у меня просто волосы дыбом стояли (причем за несколько лет до этого, если я не ошибаюсь, сценарий успел получить какую-то очень важную премию - ну, и после того они сетуют, что у нас кино хорошее закончилось). Тем не менее - и это было поистине для меня удивительно - фильм получился очень достойным. С интонацией, с волшебной музыкой, Дарья Мороз там блистает, Лавроненко - и за них совершенно не стыдно, как и за Рубинчика. То есть, бравшись за то, что мне показалось исключительным маразмом, режиссер уже знал, как он это всё повернет, он знал, для чего ему это нужно - и привнес в бумажный текст свое ощущение; и получилось Кино. И таких примеров можно набрать достаточно - когда сценарий становился для режиссеров лишь отправной точкой к какому-то своему, совершенно личному путешествию… Так что если такой же режиссер выйдет и на «Реконструкцию скелета» - то всё вполне может получиться так, как я сейчас того и не ожидаю.

Сама читка была, на мой взгляд, никакой (я очень бы хотел употребить более точное слово, но чисто из уважения к тем, кто это, возможно, прочитает, сдержусь и заткну это слово себе за щеку). С моей точки зрения, это очень портит и режиссера, и артистов - когда они уже знают, что они прославленные и заслуженные, а их тут не спектакль, а просто читку просят сделать, ну вот они и выдавливают из себя. По сравнению с теми, кого я видел на этих читках впервые - и кем искренне восторгался, это был самый неудачный кастинг, не кастинг даже, а вообще не понять что. И это было печально.

Впрочем, вполне возможно, что мое неприятие читки связано не столько с самой читкой, а с тем, что случилось до нее - и что заранее напрочь испортило мне настроение, сделав меня в итоге таким вот предвзятым. Это был самый неприятный момент за все три дня фестиваля. Едва войдя, режиссер Субботина настояла на том, чтобы выгнать всех зрителей из зала - мол, проветрить надо и артистам подготовиться, а зрители в зале и тому, и тому мешают. Хотя странно - в другие дни никого ради проветривания не выгоняли - и никто при этом почему-то не задохнулся; а все «приготовления» к читке состояли лишь в том, что на полу были расстелены во множестве газеты - действительно, разве достоин простой зритель видеть, как расстилают на полу газеты?.. Вы лучше поймете мое возмущение, если вспомните, что представляет из себя «Театр.Doc» - это крохотный совершенно подвальчик, самое большое помещение которого - это собственно зал, в котором - если плотно-плотно - может набиться человек семьдесят или чуть больше. И плюс к этому - два крохотных чуланчика, выполняющих роли гардеробной и проходной; ну и еще лестница, и двор. Летом - еще куда ни шло: тепло, можно и во дворе постоять. Но зимой… В общем, всех выгоняют «по творческим причинам», когда есть куда выгонять - когда есть большое фойе с аквариумами и буфетом; а когда фойе нет и выгоняющие прекрасно знают, что все их зрители будут стоять в жуткой толчее, не в силах пошевелиться, чтобы не толкнуть другого, пока «творцы» медитируют и занимаются подготовкой к своему художественному самовыражению, расстилая на полу газеты… Это и дурно, и ужасно, и это просто неуважение ко всем зрителям, пришедшим, вообще-то, сюда не в давке давиться, и ко всему прочему это вызывает жуткую ненависть ко всем «творцам» вообще и данным «творцам» в частности… К тому же когда я вернулся, сумка моя (пришлось занять место, так как на «звезд», как водится, пришла масса народа) была перевернута, а содержимое ее наполовину вывалено на пол; я не говорю, конечно, что это специально кто-то сделал - но и сама она вряд ли бы без посторонней помощи так бы вот упала - кто-то вот просто прошел, задел и даже не заметил, что сталось, в такой атмосфере всеобщего «выгоняния» это естественно… Так что, заканчивая, вы можете списать все недостатки «Скелета» на мое плохое настроение, изначально с ним связанное.


«Два ветра» Юрий Клавдиев - это, на мой взгляд, как раз то, чем переполнено наше сегодняшнее кино и с чем искренне хотелось бы бороться. Свалка, бомжи, крысы, пьяный отчим, слепая девочка, фантазирующий мальчик, чашка из маленького человеческого черепа, пользующийся ею мент с пауком в рукаве, сгрызающие его в итоге собаки - всё вместе это такой бред и кошмар, что никакой вежливости не хватит, чтобы хоть как-то извинить появление этого сценария на свет. Возможно, конечно (см.выше), появление «своего» режиссера, который увидит в этом какой-то потенциал и вытащит наружу нечто, отчего не будет так противно - но лично мне хотелось бы надеяться, что такой режиссер (и тем более продюсер) еще пока что не родился. Хотя реалии нашего ТВ свидетельствуют скорее за то, что именно эта муть первой из всех фестивальных сценариев обретет свою экранизацию - и всем снова за наше кино будет дружно стыдно; хотя тем, кто и так смотрит канал НТВ - тем, конечно, понравится.

Актеры на читке старались - но они просто не в состоянии были ничего тут спасти.

Чтобы не размножать количество постов и уже как-то завершать с прошедшим фестивалем, вскользь упомяну еще читку, против который я принципиально не имею ничего против, но которая оставила меня скорее равнодушным, нежели воодушевленным (как в постах 1,2 и 3) или (как в случаях, описанных выше) раздраженным.


«Босиком» Ильмиры Болотян - короткометражка с понятной идеей и обилием разнообразных лиц; ее потом все хвалили и я готов был бы со всем согласиться, но сама читка, увы, прошла немножко мимо меня - по причине, которую я (набравшись неприличной наглости) обсудил потом сразу с режиссером и которую я не вижу смысла озвучивать еще и здесь (тем более к тексту она не имеет никакого отношения).

фестиваль Кино без пленки, театр Doc

Previous post Next post
Up