Dec 17, 2007 11:41
Я принял участие в первом этапе голосования для определения номинантов Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый Cлон» за 2007 год. Предлагаю вашему вниманию свой выбор.
Лучший фильм - «ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»
Лучшая режиссерская работа - АЛЕКСАНДР МИНДАДЗЕ, «ОТРЫВ»
Лучший сценарий - АЛЕКСЕЙ БАЛАБАНОВ, «ГРУЗ 200»
Лучшая работа оператора - ОЛЕГ ЛУКИЧЕВ, «ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»
Лучшая работа художника - УЛЬЯНА РЯБОВА, «РУСАЛКА»
Лучшая музыка к фильму - ВЛАДИМИР САЙКО, «СЛУШАЯ ТИШИНУ»
Лучшая женская роль - НАТАЛЬЯ ФАТЕЕВА, «КОРОЛЕВ»
Лучшая мужская роль - СЕРГЕЙ МАКОВЕЦКИЙ, «ИСКУШЕНИЕ»
Лучшая женская роль второго плана - ЯНА ЕСИПОВИЧ, «ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»
Лучшая мужская роль второго плана - АЛЕКСАНДР РОБАК, «ОТРЫВ»
Лучший фильм-дебют - «ОТРЫВ»
Лучший зарубежный фильм российского проката - «ЖИЗНЬ ДРУГИХ»
Прокомментирую. Прекрасно понимаю, что моя анкета не окажет практически никакого влияния на итоговые тройки номинантов. Потому как давно и постоянно замечаю, что мои пристрастия весьма и весьма разнятся с пристрастиями «весомых» кинокритиков. Думаю, тут дело не только в моих субъективных интересах, но и в том, что редко кто из известных киноведов набирается смелости выразить мнение, всерьез отличающееся от мнения большинства. Вот честно - мне все чаще и чаще кажется, что перед тем, как возвысить или обругать ту или иную картину, критики усиленно вертят головой по сторонам: а что говорят другие? Впрочем, вертеть головой можно и незаметно - это называется «шевелить мозгами»: понятно, что Сокуров всегда снимает гениально, обругать фон Триера - признаться в собственной некомпетентности, хоть в чем-то похвалить, допустим, Бальтцера - расписаться в профнепригодности.
Поэтому легко спрогнозирую, что в итоговых списках окажутся в первую очередь «Александра», «Груз 200», «Два в одном» - то есть то, что выше всех похвал изначально, по определению, исходя только из имен их создателей. Не сомневаюсь, что будут выдвинуты и «Простые вещи», наверняка «Изгнание», вполне возможно - «Русалка». Главная для меня интрига - как проголосует пищущее киносообщество за фильм Михалкова «12»?.. Я не хочу сказать, что все это плохие фильмы - напротив, вполне хорошие (пожалуй, я резко против только картины Муратовой). Но мне, вот лично мне, по-настоящему нравится несколько другое кино.
Я уже не раз, по-моему, признавался в любви к фильму Светланы Проскуриной «Лучшее время года» - из того российского кино, что я видел в этом году, эта картина вошла в меня сильнее всего. Кстати сказать, на днях телетайп в лице Даны Агишевой принес добрую весть, что фильм будет показан на фестивале в Роттердаме - более того, там будет целая ретроспектива в честь и во славу Проскуриной. Ну, может быть, хоть тогда лента, весьма холодно принятая в июне на «Кинотавре», дойдет и до наших ценителей искусства.
На втором месте - «Отрыв» Миндадзе. В отличие от «Лучшего времени», мне посчастливилось эту картину уже и пересмотреть - первое «кинотавровское» впечатление осталось неизменным и даже только усилилось. Сильнейшая, острейшая работа! Сценарии Миндадзе всегда били по больному - а чаще всего болит то, что неизменно и актуально, - и став режиссером, Александр Анатольевич, на мой взгляд, нисколько не потерял, а только увеличил свою силу.
Вообще, трудно, конечно, разделять любимое - потому что именно эти две картины стали для меня главными впечатлениями года. Но в номинации может быть кто-то один - и мой выбор вы видите. Олег Лукичев - блистательный оператор, снявший в последние годы уже не один шедевр («Гарпастум», для примера). Яна Есипович - очень сильная и одареннейшая актриса, сыгравшая свою роль на высочайшем градусе. Очень неожиданное преображение Александра Робака - известного ранее в качестве комика (и даже не совсем, как считалось, чтобы актера) и вдруг преобразившегося в сильного драматического артиста. Мне и в правду кажется, что не было в этом году в их номинациях никого равного.
«Груз 200» мне тоже нравится, я вообще очень люблю Балабанова и сам рад, что он вновь вернулся в былую форму. Но при этом я считаю, что весь шум, что был вокруг фильма поднят, не стоит многого: черт оказался не так страшен, как его нам задолго до премьеры намалевали. Но совсем не признавать его достоинств все же глупо - и я счел, что номинация за сценарий как раз для него. Действительно, написано все супер: и история, и герои, и аккуратно спрятанные, но легко прочитываемые выводы.
К «Русалке» у меня отношение, как я уже признавался, двоякое, но также нельзя не признать, что мир, придуманный Анной Меликян, оригинален и интересен. Домик у моря, полностью закрытый баннером дом в столице, офис по продаже Луны, активно работающая на сюжет городская реклама - все это придумано сценаристом и режиссером, но воплощено художником; победа здесь будет обоснована и заслуженна.
Наибольшие метания у меня были в отношении номинации «лучшая музыка». У меня здесь три фаворита. Во-первых, как ни странно, «Александра» с музыкой Андрея Сигле: просто на «Кинотавре» мне подарили диск - и он как-то вошел в мое настроение, я его часто потом слушал. Но основные любимцы: тема «Русалки» Игоря Вдовина и романтика «Слушая тишину» от нового имени - Владимира Сайко. Нравится и то, и то, но окончательное решение мое было все же в пользу последнего - хотя и с минимальным перевесом.
«Королёва» у нас в стране так никто, кажется, и не увидел. Обещали с господдержкой показать всем, а в итоге… Впрочем, может на периферии его и впрямь демонстрировали забесплатно - тогда хоть какой-то зритель у картины да был. С самого апреля, когда я посмотрел ленту, мое убеждение не изменилось: Наталья Фатеева сыграла роль матери Генерального Конструктора блистательно! Это старая советская школа проникновения и искренности - и никакие новые молодые актрисы не доказали мне в этом году, что их оригинальность и свежесть могут этому что-то всерьез противопоставить. Была, конечно, еще Галина Вишневская - но ей приз дадут и без моего участия.
И Маковецкий - о котором у меня уже не раз было сказано.
Относительно зарубежного кино думать мне много не пришлось: наверное, я не так много его смотрел в этом году, вернее, совсем немного. Названия, которые вспоминались - свежий «Гангстер», недавняя «Мгла», «Леди Чаттерлей», «Зодиак», «Черная книга», из числа совсем уж самых-самых - «Лабиринт Фавна». Но «Жизнь других» - это все же про жизнь, и причем не «других», а про нашу собственную, только в отличие от Германии не закончившуюся и не ушедшую в историю, а открыто продолжающуюся и сейчас, прямо у нас на глазах.
Объявление номинантов назначено на 14 января, сама торжественная церемония раздачи «Слонов» состоится 21 января.
Дана Агишева,
кинопремии,
Русалка,
Лучшее время года,
Яна Есипович