«Белый Cлон»: мой выбор

Dec 17, 2007 11:41


Я принял участие в первом этапе голосования для определения номинантов Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый Cлон» за 2007 год. Предлагаю вашему вниманию свой выбор.

Лучший фильм -  «ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»

Лучшая режиссерская работа - АЛЕКСАНДР МИНДАДЗЕ, «ОТРЫВ»

Лучший сценарий - АЛЕКСЕЙ БАЛАБАНОВ, «ГРУЗ 200»

Лучшая работа оператора - ОЛЕГ ЛУКИЧЕВ, «ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»

Лучшая работа художника - УЛЬЯНА РЯБОВА, «РУСАЛКА»

Лучшая музыка к фильму - ВЛАДИМИР САЙКО, «СЛУШАЯ ТИШИНУ»

Лучшая  женская роль - НАТАЛЬЯ ФАТЕЕВА, «КОРОЛЕВ»

Лучшая мужская роль - СЕРГЕЙ МАКОВЕЦКИЙ, «ИСКУШЕНИЕ»

Лучшая женская роль второго плана - ЯНА ЕСИПОВИЧ, «ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»

Лучшая мужская роль второго плана - АЛЕКСАНДР РОБАК, «ОТРЫВ»

Лучший фильм-дебют - «ОТРЫВ»

Лучший зарубежный фильм российского проката - «ЖИЗНЬ ДРУГИХ»

Прокомментирую. Прекрасно понимаю, что моя анкета не окажет практически никакого влияния на итоговые тройки номинантов. Потому как давно и постоянно замечаю, что мои пристрастия весьма и весьма разнятся с пристрастиями «весомых» кинокритиков. Думаю, тут дело не только в моих субъективных интересах, но и в том, что редко кто из известных киноведов набирается смелости выразить мнение, всерьез отличающееся от мнения большинства. Вот честно - мне все чаще и чаще кажется, что перед тем, как возвысить или обругать ту или иную картину, критики усиленно вертят головой по сторонам: а что говорят другие? Впрочем, вертеть головой можно и незаметно - это называется «шевелить мозгами»: понятно, что Сокуров всегда снимает гениально, обругать фон Триера - признаться в собственной некомпетентности, хоть в чем-то похвалить, допустим, Бальтцера - расписаться в профнепригодности.

Поэтому легко спрогнозирую, что в итоговых списках окажутся в первую очередь «Александра», «Груз 200», «Два в одном» - то есть то, что выше всех похвал изначально, по определению, исходя только из имен их создателей. Не сомневаюсь, что будут выдвинуты и «Простые вещи», наверняка «Изгнание», вполне возможно - «Русалка». Главная для меня интрига - как проголосует пищущее киносообщество за фильм Михалкова «12»?.. Я не хочу сказать, что все это плохие фильмы - напротив, вполне хорошие (пожалуй, я резко против только картины Муратовой). Но мне, вот лично мне, по-настоящему нравится несколько другое кино.

Я уже не раз, по-моему, признавался в любви к фильму Светланы Проскуриной «Лучшее время года» - из того российского кино, что я видел в этом году, эта картина вошла в меня сильнее всего. Кстати сказать, на днях телетайп в лице Даны Агишевой принес добрую весть, что фильм будет показан на фестивале в Роттердаме - более того, там будет целая ретроспектива в честь и во славу Проскуриной. Ну, может быть, хоть тогда лента, весьма холодно принятая в июне на «Кинотавре», дойдет и до наших ценителей искусства.

На втором месте - «Отрыв» Миндадзе. В отличие от «Лучшего времени», мне посчастливилось эту картину уже и пересмотреть - первое «кинотавровское» впечатление осталось неизменным и даже только усилилось. Сильнейшая, острейшая работа! Сценарии Миндадзе всегда били по больному - а чаще всего болит то, что неизменно и актуально, - и став режиссером, Александр Анатольевич, на мой взгляд, нисколько не потерял, а только увеличил свою силу.

Вообще, трудно, конечно, разделять любимое - потому что именно эти две картины стали для меня главными впечатлениями года. Но в номинации может быть кто-то один - и мой выбор вы видите. Олег Лукичев - блистательный оператор, снявший в последние годы уже не один шедевр («Гарпастум», для примера). Яна Есипович - очень сильная и одареннейшая актриса, сыгравшая свою роль на высочайшем градусе. Очень неожиданное преображение Александра Робака - известного ранее в качестве комика (и даже не совсем, как считалось, чтобы актера) и вдруг преобразившегося в сильного драматического артиста. Мне и в правду кажется, что не было в этом году в их номинациях никого равного.

«Груз 200» мне тоже нравится, я вообще очень люблю Балабанова и сам рад, что он вновь вернулся в былую форму. Но при этом я считаю, что весь шум, что был вокруг фильма поднят, не стоит многого: черт оказался не так страшен, как его нам задолго до премьеры намалевали. Но совсем не признавать его достоинств все же глупо - и я счел, что номинация за сценарий как раз для него. Действительно, написано все супер: и история, и герои, и аккуратно спрятанные, но легко прочитываемые выводы.

К «Русалке» у меня отношение, как я уже признавался, двоякое, но также нельзя не признать, что мир, придуманный Анной Меликян, оригинален и интересен. Домик у моря, полностью закрытый баннером дом в столице, офис по продаже Луны, активно работающая на сюжет городская реклама - все это придумано сценаристом и режиссером, но воплощено художником; победа здесь будет обоснована и заслуженна.

Наибольшие метания у меня были в отношении номинации «лучшая музыка». У меня здесь три фаворита. Во-первых, как ни странно, «Александра» с музыкой Андрея Сигле: просто на «Кинотавре» мне подарили диск - и он как-то вошел в мое настроение, я его часто потом слушал. Но основные любимцы: тема «Русалки» Игоря Вдовина и романтика «Слушая тишину» от нового имени - Владимира Сайко. Нравится и то, и то, но окончательное решение мое было все же в пользу последнего - хотя и с минимальным перевесом.

«Королёва» у нас в стране так никто, кажется, и не увидел. Обещали с господдержкой показать всем, а в итоге… Впрочем, может на периферии его и впрямь демонстрировали забесплатно - тогда хоть какой-то зритель у картины да был. С самого апреля, когда я посмотрел ленту, мое убеждение не изменилось: Наталья Фатеева сыграла роль матери Генерального Конструктора блистательно! Это старая советская школа проникновения и искренности - и никакие новые молодые актрисы не доказали мне в этом году, что их оригинальность и свежесть могут этому что-то всерьез противопоставить. Была, конечно, еще Галина Вишневская - но ей приз дадут и без моего участия.

И Маковецкий - о котором у меня уже не раз было сказано.

Относительно зарубежного кино думать мне много не пришлось: наверное, я не так много его смотрел в этом году, вернее, совсем немного. Названия, которые вспоминались - свежий «Гангстер», недавняя «Мгла», «Леди Чаттерлей», «Зодиак», «Черная книга», из числа совсем уж самых-самых - «Лабиринт Фавна». Но «Жизнь других» - это все же про жизнь, и причем не «других», а про нашу собственную, только в отличие от Германии не закончившуюся и не ушедшую в историю, а открыто продолжающуюся и сейчас, прямо у нас на глазах.

Объявление номинантов назначено на 14 января, сама торжественная церемония раздачи «Слонов» состоится 21 января.

Дана Агишева, кинопремии, Русалка, Лучшее время года, Яна Есипович

Previous post Next post
Up