Вышли
«Бриллианты» по Ханеке. Вчера еще подумал было, что имело смысл их задержать и дать лучше быстрее Михалкова, чтобы уравновесить плохую рецензию на его новый фильм с хорошими восторгами на предыдущие; ну да уже ладно.
По поводу нового текста у нас с товарищами возникли легкие прения: редакция сайта (совершенно справедливо) считает, что статья - не место для личного, мне же с личным интереснее. Так что есть два варианта текста. Отличаются немногим, но вот два куска - серьезный и помельче - которые мне хочется донести до публики.
Сперва фрагментик - личное наблюдение после американских «Забавных игр».
“Таковы законы рынка: американское - смотрят. Даже не зная, что в данном случае это стопроцентная калька. Я сам был свидетелем тому и не мог не поражаться: после пресс-показа новых «Забавных игр» из зала выходили люди, восторгавшиеся (и ужасавшиеся одновременно) сюжетом!.. А ведь на пресс-показы ходят те, кто киноманство сделал профессией. И раз уж даже для них фильм оказался открытием - что уж говорить о простой публике, которая идет в кино лишь в том случае, если на афише стоят три заветные буквы: «США». Так что своей цели Ханеке добился. Еще больше людей узнало, как это забавно - войти в чужой дом и перебить там всё живое…”
И большой кусок про «Скрытое», переходящий в «Белую ленту».
“«Скрытое» (2005) начинается с общего плана: улица, дом. Потом возникают голоса. Постепенно мы понимаем, что кто-то - герои Даниэля Отоя и Жюльетт Бинош - смотрит видеокассету, которую некто положил им на порог. А дом на экране - это их дом. Но кто и зачем это снял?.. Вскоре приходит новая кассета - то же самое, вид ночью. И с ней - рисунок, как будто бы детский. Потом зачем-то присылают открытку. «Глупо, но меня это пугает», - говорит жена. «Пока он не поджег дом, никто палец о палец не ударит», - понимает всю бессмысленность обращения в полицию муж.
Признаюсь: надо было бы, но я не смог пересмотреть сейчас эту картину. Не потому, что нет времени, а сюжет и без того в памяти. Я боюсь. Вот уже скоро пять лет будет, как увидел этот фильм впервые - но ощущение тотального страха, которое вызвало во мне «Скрытое», живо и поныне. Это одна из самых страшных лент в моей жизни. Прекрасно помню, как сидел в темном зале и меня колотило. Хотя казалось бы - с чего? Здесь нет трупов, зомби, расчлененки - разумеется, все это не для Ханеке. С экрана транслируется страх совершенно иного рода - страх интеллигентного человека, вся квартира которого забита книгами, перед тем, чего он не может понять. Глупо, но меня это тоже пугает.
Именно этот фильм Ханеке должен был получить золото в Каннах. Но Эмир Кустурица присудил «Пальму» первенства братьям Дарденнам - за более трогательное, более человечное «Дитя». Ханеке довольствовался «веточкой» за лучшую режиссуру, также его отметило Экуменическое жюри и ФИПРЕССИ. Спустя полгода он отыгрался - Европейская киноакадемия отдала картине четыре приза: за лучшую мужскую роль, за монтаж, за режиссуру и за фильм в целом. А вот премия журнала «Empire» ему не досталась - «Скрытое», «Мюнхен» и «Миссия невыполнима-3» выдвигались как «Лучший триллер», но их обскакали «Отступники»; кому как.
Как известно, награда нашла героя в прошлом году. Ханеке, наконец, получил «Золотую пальмовую ветвь». Увы, лично мне «Белая лента» не кажется его вершиной. Лично я был и разочарован картиной, и не понял ее. Для меня (с моей очень далекой скамеечки в углу) несомненно, что Каннский оргкомитет пошел на заведомый подлог, пригласив возглавить жюри Изабель Юппер и составив ей компанию, не столь представительную, как обычно - исход конкурса, таким образом, был предрешен заранее. Хотя спорить, что Ханеке золота не заслужил - это бессмысленно, разумеется. Ясно, что заслужил - просто не за эту конкретную картину, а за все предыдущие.
Однако к тому же мнению, что и каннское жюри, по итогам года пришла и Европейская киноакадемия, вновь назвавшая фильм Ханеке лучшим, а самому ему присудившая призы за сценарий и режиссуру. Отмечена «Белая лента» и «Золотым глобусом». Но «Оскар», как вы, надо полагать, знаете, ушел от Германии к Аргентине. Не получил статуэтку и оператор Кристиан Бергер - хотя претендовал заслуженно, картинка и правда очень… чистая (по отношению к фильмам Ханеке как-то даже неприлично, что ли, говорить «стильная»). Впрочем, наградной список фильма еще может пополниться - а ну как он отберет MTV Movie Awards у соколиков наших, вампирчиков (это я про «Новолуние»)!.. Но вряд ли, конечно, пожилой австрийский режиссер, сам прекрасно воплощающий Дракулу в жизни, рассчитывает на нечто подобное.
Так вот, при всем своем неоднозначном отношении к этой ленте (тавтология умышленна), я могу понять, почему ее называют выдающейся. В том смысле этого слова, что она действительно заметно «выдается» из общей фильмографии Ханеке. Ведь если разом окинуть все, что снял режиссер, очевидна его главная, любимая и тщательно взращиваемая сюжетная тема: немотивированность - как правило, преступлений…”
Далее по сайту.