Nov 05, 2009 18:14
Если и есть чего хорошего на нашем ТВ, так эта устоявшаяся уже привычка в праздники забубенивать по какому-то каналу многосерийную классику всю разом; удобно - еще бы без рекламы!..
Так вчера посмотрел, наконец, извините, «Границу» - лауреат Госпремии 2001-го года, как никак, наравне с Масленниковым (за всё) и Сокуровым (за «Тельца»). Девять лет назад пропустил, кажется, по причине элементарного отсутствия телевизора; спустя годы, правда, видел при каком-то уже повторе серию с картами (лучшую, как выяснилось, единственную приличную); ну и полнометражную версию в Доме кино отсидел - которая самую дурную любовную линию продвигает.
Так я о чем хочу сказать. Ну, обсуждать достоинства-недостатки сейчас уже бессмысленно, наверно - понятно, что для своего времени это был гигантский прорыв, конечно, но без смеха это смотреть, к сожалению, никак невозможно (бОльшую часть, во всяком случае). Я - об исторической несправедливости.
Там на весь фильм, из главных героев, всего два человеческих лица имеются. Ефремов - который еще не вошел в ту форму, когда он на чистом автопилоте может всё, что угодно сыграть (конгениальную «Кошечку» в скобки убираем), и за ним правда, без тени сочувствия, очень интересно наблюдать. Ну, он как раз все бонусы свои за это получил: не только «Нику», но и вообще, так скажем, новый старт карьеры - все, что мы сейчас из артиста имеем, это как раз безжалостная и последовательная разработка однажды удачно найденного образа.
И совершенно обратная ситуация - со вторым живым человеком, который там имеется, и это как раз экранная ефремовская жена - Елена Панова. Вот на общем фоне кривляния и бессовестного наигрыша (из которой Михаил Олегович выделяется, на самом деле, всего на полноты) - чистое лицо, естественные реакции, спокойное, реалистичное сосуществование в кадре, приятно, любо-дорого смотреть. Поэтому и серия с картами безусловно лучшая - не только сюжетом, но и тем, что полностью её (и Митта так символично там за нее грудью встает).
Я с затаенным ужасом даже проверил, не исключили ли её в итоге из наградного «госпремиевского» списка - по счастью, нет, премия досталась и Пановой (забавно, что туда даже Панин сумел вписаться, у которого как раз никакой существенной роли-то и нет - но просто за него приятно). Но дальше - тишина. Ну, «Бой с тенью» - да. Но что странно - и после него всё чрезвычайно тихо. Пусто. Ну, кто, если по серьезному, знает сегодня актрису Панову?..
Причем я ведь ее и в театре видел, в «Утиной охоте» - ну класс, настоящее всё!..
Вот и что это, как?..
При этом Будина, бездарная, на мой взгляд, совершенно актриса, невзрачная серая мышка - на глянцевом топе, «образец», говорят. Башаров - если что и было, давно истратил на коньках. Литвинова продолжает манерничать без тени развития - но ее еще можно понять, у нее маска навсегда такая. Гуськов, правда, молодец, я к нему с уважением после «Охоты на изюбря» отношусь, и если разбирать, то понятно, что его роль в «Границе» - это на самом деле тонкая очень вещь, филигранная работа, этакий злой-презлой Петрушка; хотя все равно очень странно на него в этом фильме смотреть… Ну и вообще если разбирать - там и со второго плана очень много народа в люди пробилось…
Не знаю, где и как, но мне отчаянно как-то хочется теперь за Елену Панову проголосовать. И напомнить: в «Маме» - помните такой еще фильм? - она ведь молодую Мордюкову играла. Ну неспроста.
размышляя на досуге,
смотрим телевизор вместе,
лучшие люди планеты,
любимые актрисы,
вопросы без ответа,
возмущённости