Nov 06, 2007 00:16
Посмотрел новый фильм Владимира Хотиненко. Признаться, долго размышлял, идти ли на него вообще: уж больно много его чего-то ругают, заопасался. Тем не менее, решился, собрался с духом - надо, надо. И ничего, вроде от совсем уж халтуры пронесло.
Ругать, как все прочие, фильм я не буду - хотя и хвалить его, право слово не за что. Назвать его плохим и, тьфу-тьфу, непрофессиональным язык, конечно, не повернется: все-таки Хотиненко большой мастер, серьезный. Но и любить картину - не полюбишь. Нет там ничего такого, за что глазу бы зацепиться и душе порадоваться. И вообще, соглашусь с тем, что отмечают практически все критики: скучный фильм вышел, скучный. Совершенно не тянет за собой, не ведет зрителя, напротив - мучает своими двумя с лишком часами. Хотя жанр выбран сугубо, вроде, зрительский, никакими академизмами и классицизмами здесь и в помине не пахнет. А так как и исторической основы он за собой почти не несет (как-то вспоминаешь о словах самого Хотиненко, что нет правды в том Смутном времени), то есть, в качестве урока истории его не зачтут, то другу фильм, увы, не порекомендуешь…
Чего стоит только сама история о восхождении батрака к титулу претендента на престол российский (буквальное воплощение известного выражения «из грязи в князи») - авторы, спасибо, заранее оберегают себя от нападок, выдавая дополнительный титр, что никто толком ничего не знает и все на этом свете могло быть, но все равно реакция в зале однозначная: хохот и массовый падеж зрителя со стульев. И мило, конечно, созерцать, как наши выигрывают сражение одним лишь пушечным выстрелом - это и вправду «по-нашему». И любопытно вдруг было в какой-то момент поймать себя на мысли, что во всей этой истории главной, самой отъявленной свиньей и гадом смотрится… вроде как общепризнанный спаситель наш Пожарский (в исполнении Михаила Пореченкова). Это ведь он все пушки городка, на который поляки напали, отобрал и увез, на произвол судьбы мирных его жителей оставив! А куда увез? Москву защищать! То есть, стало быть, издревле это было: столице - все, провинции - шиш, погибай, как знаешь!..
Актерские работы не подлежат адекватной оценке в первую причину потому, что даже не верится, что в нашей стране - не обиженной Великими Артистами - вот это, вот это непонятно что, считается теперь приличной игрой. Особо выделяются двое. Артист Балуев отрабатывает звание «народного», скачет по полю боя с дикими криками «Матрена!!!» и буквально пучит глаза, сменив образ бравого офицера (каким он уже надоел до чертиков) на роль партизана, не гнушающегося в случае нужды изобразить из себя слепого юродивого - феноменальное, право, зрелище, которое точно входит в десятку сцен, которые я бы не хотел больше видеть никогда ни при каких обстоятельствах. Если бы у нас вручали «Золотую малину», я бы точно знал, кому вручить ее в этом году… В такт ему морального урода изображает и Даниил Спиваковский (неплохой артист, по сути) - который тоже, похоже, наше свою нишу в искусстве; смотреть на то, как он вертит пукалками и «строит выразительное лицо» противно до жути.
На самом деле, такой фильм мы уже в этом году видели, только звался он «Слуга государев». История практически такая же - и про Русь, и про царей, и про врагов Отечества… Только там в качестве режиссера был неизвестно кто - и благодаря этому фильму многое прощалось и в целом впечатление было даже ничего, а здесь - почти что классик нашего кино, а стало быть и ставки другие, и ответственность не та, и задачи перед будущим иные… Но… Фильм Хотиненко проигрывает «Слуге» практически вчистую…
Впрочем, дальнейшая судьба картины «1612» выглядит довольно оптимистично. В январе ей выдадут как минимум три-четыре «Золотых орла» (костюмы там, декорации, монтаж - все это не пройдет мимо зоркого взгляда «академиков») - благо, и за производства фильма, и за раздачу орлов отвечает одна и та же структура под руководством Никиты Михалкова. Затем - затем все ясно: отныне каждое 4 ноября вся страна будет дружно припадать к телеэкранам и под водочку учить наизусть реплики каждого персонажа. А кто не будет - тех мягко заставят. В этом и заключается «госзаказ» в наше время.