«Завтра», день первый

Oct 17, 2008 20:37

За последние шесть часов имел удовольствие посмотреть еще три фильма, и так как следующая моя картина только через час, а тут в пресс-центре есть компьютер, поделюсь, что надумал.
Два конкурса: «ЛЕКЦИЯ 21» и «Я из Титова Велеса». Первый заранее увлекал сюжетом: некий профессор за полтора часа разоблачает все достижения Девятой симфонии Бетховена; хотелось, разумеется, посмотреть, как. Сразу скажу коротко, в чем суть вопроса: Девятая (это где «Ода к радости») - перепевка всех предыдущих восьми, все то же самое, только с перестановкой слагаемых (по этому поводу там весть фраза, что когда народ уже привык ездить в поездах, он навряд ли захочет любоваться покраской повозки), в целом все очень скучно. И все, что там Бетховен придумал нового - это 15 нот, на которых строится весь финал, и хор со стихами - а вот это уже, мол, вообще жульничество. Но по большому счету речь идет даже не о разоблачении самой симфонии, а о разоблачении того немедленного триумфа, который ей приписывают. На самом деле, говорят, что для Бетховена вечер премьеры был вечером своеобразной дуэли с публикой: пан или пропал, и он ее проиграл. Приводят свидетельство стороннего очевидца: зал был полупустым, никого из випов, многие вообще ушли, не дождавшись финала. Бетховен, узнав, что сборы были ничтожными, упал от расстройства в обморок и потом рассорился со всеми друзьями. Так что история об успехе - легенда. И на этом уже строится главный аргумент лектора: раз симфонию не оценили современники - значит, она далеко не так гениально, как мы привыкли о ней думать. На резонное возражение, что тот зритель мог быть просто дураком, следует следующий удар: музыка Бетховена не была признана не потому, что шла впереди своего времени, а потому, что была… старой музыкой, уже тогда.
Вот это о том, в чем там суть, если говорить о словесной этой сути части. На деле же это вышло не совсем так, как в воображении заранее виделось. Вместо действительно университетской лекции (что могло бы быть и вправду интересно), нам разыгрывают какую-то весьма абстрактную сказку из жизни, вернее, смерти некоего скрипача 19 века, который замер где-то в глуши со скрипкой в руках - так его и похоронили (гроб несли скорбные фигуристы на коньках - интересно, они там смотрели наши субботние топовые телепередачи?). Так вот, в предсмертном уже, вроде как, бреду этому музыканту являются несколько презабавных персонажей: девушка-Огонь, старичок-Лед, братья-Фейерверк и пр. И доказывают ему (поясняется, что словами именно того заявленного в начале профессора), в чем именно Бетховен был неправ. Помимо этого время от времени появляются некие «эксперты» - большей частью полуголые или что-то жрущие, - как-то все это комментирующие. То есть, по воплощению это как будто бы Метерлинк в постановке Гринуэя. Разумеется, первые минут 15 смешно. Потом лично я суть уже потерял и просто пялился в экран, получая удовольствие от самого факта, что смотрю один и тот же дурацкий фильм вместе с Феррарой, Корбайном, Сорокиным и Хлебниковым. То есть, неверно высказался: фильм, разумеется, не такой уж и дурацкий, в нем полно оригинальности, он такой по-хорошему абсурдный, по мысли занятный… Но я мог бы его и не видеть, если честно - мне хватило бы самой идеи, пересказанной в каталоге в двух словах.
«Я ИЗ ТИТОВА ВЕЛЕСА» - такое молчаливое кино, такое же молчаливое, как и его немая героиня; родом из Македонии - благословенная страна, признаться. Там три сестры живут в городе при заводе, который отравляет всем жизнь и поэтому все хотят оттуда уехать (ну, не в Москву, конечно, но аллюзии некоторые чувствуются). Уже на первой минуте фильма немая героиня рассказывает нам за кадром, что ей 27 (а не скажешь), а она все еще девственница (тоже не поверишь). При этом она любит временами лежать голой на столе и придумывать про себя, что беременная. Потом поняв, что для ребеночка нужно что-то еще, что-то большее, чем мечты, она отдается знакомому санитару. Не помогает, правда. Потом сестры оставляют ее одну (одна выходит замуж, другая просто сваливает), и этот медбрат довольно натуралистично учит девушку искусству минета. Потом она застукивает парня (который уже, типа, только ее навсегда) с другой и забивает его лопатой (не показано, правда, насовсем или там, несильно). В конце она весьма символически (не возьмусь, правда, раскрывать вам этот символ, тут, наверное, глубокое что-то очень) прет на гору большой шкаф, на горе вынимает оттуда еще чемодан - и сбрасывает шкаф вниз (до последнего во мне жила надежда, что она залезет внутрь и сбросится с горы вместе с ним - оригинальное такое было бы самоубийство). Уже в самом конце героиня наконец раскрывает рот и что-то важное говорит (и тут я понял, что в картине есть что-то и от «Русалки», но совсем мало и непохоже)… Снято все это так… молчаливо, опять же. Не скажу, что безыскусно, но и без радости в сердце, точно. В пресс-релизе говорится, что это фильм о конце нации (ну, то есть как у нас «Груз 200», и завод оттуда же), но я вот подумал: если нация снимает такое кино, может быть, она и заслуживает такого конца?.. Нет, это я, конечно, не серьезно, так, мимоходом придумалось… При этом отборщик Алексей Медведев перед показом очень радостно представлял создателей, буквально со словами: «Я очень горд» и так далее. Даже не знаю. Наверное, людям просвещенным это и правда по-настоящему нравится.
«ПО МНЕ ХОРОШО» - это уже из программы «Матч-пойнт» (не уверен, что точно понимаю ее главную идею и направленность). Это такой чешский вариант «11 друзей Оушена» / «Ва-банк» / «Афера» - даже странно становится, что у нас (за исключением разве что «Классика») таких простых и одновременно милых фильмов раз в год не снимают. Здесь же простые граждане надувают воров-наперсточников - и мы, не менее простые, за них при этом очень рады. Правда, при этом они долго запрягают - где-то час на экспозицию, многовато, - зато когда доходит дело до аферы, так там все по правилам жанра выходит, радуешься по-тихому. Из милых вещей: мужик, который после работы переодевается трубочистом и идет напропалую к свадьбам - где ему на счастье непременно дают разных денежек. Или другой мужик, который покупает какой-то дорогой диковинный шампунь-концентрат - а потом мы видим, как он весь в пене вываливает из ванной, и в вся ванная тоже в пене, буквально вся. Ну и всякое по мелочи. Не ахти что, но из сегодняшнего это было самое милое, так как по-своему честное, без заранее заявленной зауми, что сказали - то и получили. Во всяком случае, предыдущие два фильма я наверняка скоро забуду, а вот этот - хотя бы запомню на уровне анекдота, что вот и такое бывает.
Правда, меня тут еще ждет «Идеология Чучхе» - про то как северные корейцы захватили южнокорейского режиссера и заставили его возрождать их кинематографию; вот это этого фильма я вообще очень многого жду.

Завтра

Previous post Next post
Up