Оригинал взят у
alexthunder в
Базовые концепты Ветхозаветных историйСижу вот вместе с Ельскими профессорами перечитываю Ветхий Завет. Пытаюсь переосмыслить его историю ещё раз с позиции текщего моего возраста. Вот какие пока можно высказать интересности в качестве суммы пересмотренного материала.
Holy или Святой - это термин возникший из протипопоставления Обыденности. "Holy vs Profane" = "Святой не есть Обыденный". Такой была изначальная формула. Святость изначально не отождесвлялась с принадлежностью к чему-то постустороннему, она лишь утверждалась как принадлежность к чему-то за пределами повседневного. Святым называли место которое не используется в обиходе. Святыми называли предметы не имевшие повседневного обыденного назначения. В этом был изначальный статегический смысл Святости - в исключённости таковой из обыденности.
Интересно что два компонента обыденности выделялись Торой (Ветхим Заветом) как особо-обыденные, особо не-святые. Этими компонентами были - смерть и репродукция. Смерть и Рождение - выделялись как особо-обыденные, особо-земные повседневности которые наименее вписывались в понятие Святости. Древние философы писавшие Тору видели в признаках сметри принадлежность к обыденному также как в сексе, тоесть в действии направленном на рождение, репродукцию.
Роль жертвы, а точнее жертвования, также относилась к Святости самым прямым образом. Суть жертвования была не в том чтобы кого-то убить. Это как раз было ошибочным вульгарным пониманием. На ошибочность такого понимания Тора, кстати сказать, многократно указывает. Самым ярким эпизодом такого указания является сцена в которой Бог останавливает отца замахнувшегося ножём на своего сына в попытке "угодить Богу" принеся сына в жертву. Бог даёт понять товарищу что тот мягко говоря туповат и понял его не правильно. Так вот жертва - это не убийство, а это Святая Работа. Святая в прямом смысле данного выше обпределения - Не обыденная. Работа направленная не на поддержание повседневнего порядка вещей, а куда-то дальше. Просто говоря жертвенность - это значит делание чего-то для будущего, а не для того чтобы прямо сейчас получить что-то себе.
Так древние евреи, которые кстати сказать на тот момент ещё не были ни евреями ни кем-то ещё, а были просто люди без особых эпитетов, создавали концепт стратегического планирования. Предполагалось что чечловеку прежде всего надлежит озаботиться чем-то помимо сиюминутных нужд. Для начала иметь привычку делать больше чем достаточно прямо сейчас, больше чем диктует необходимость. Второе - уделять некое время занятиям вне повседневности. Иметь место вне повседневности. Вобщем строить рядом с своей обычной повседневной жизнью нечто рядом, нечто не дающее человеку ничего прямо сейчас. Вот это отложенное в сторону и кажущееся не важным, хобби своего рода, имело назначение Жертвы и приобретало статус Святости.
Ветхий Завет даёт нам подробно указания на то что Святость легко потерять и трудно приобрести. Мы это видим на примере современных нам явлений. Так например, бывший когда-то в СССР НИИ ПП (Полупроводниковых Приборов) выстроенный для развития отечественной компьютерной индустрии и разработки микросхем стал в 90-е выпускать варенье. Он был для СССР тем же чем для древних евреев Табернакл - не имел прямого сиюминутного назначения, не давал стране ни угля, ни зерна, но был нацелен куда-то в будущее, в "потом". А в 90-е он быстро "опаскудился", пал до повседневого сиюминутного, стал варить варенье. Вот что-то подобное описывает и Тора в отношении храмов в которых возникали явления связанные с сексом, едой, убийствами и прочим оскотиниванием. Тора говорит нам о том что вернуть Святость трудно. Для этого необходимо не только очистить объект утративший святость от обыденности, но и преподнести его снова в Жертву. Тора это называет возврашением Богу. Суть жертвования, опять таки, в отделении от повседневности. Объект должен быть умышленно и явно объявлен непригодным для использования в качестве посуды или инструмента. От него более не ожидается получать какую-то выгоду.
Интересна и роль личности в отношениях с обществом и с его стратегическим поведением. Утверждается что общество таки обязано иметь стратегическое поведение, а значит иметь Святыни и Жертвовать. В терминах СССР - это означает что общество должно работать на Космос, строить Байконоры, строить НИИ ПП и заниматься всякой деятельностью не дающей колбасу. Отдельный человек при это может оступиться, может осквернить Святыню, тоесть воспользоваться ею в целях повседневности. Человек может грубо говоря продать налево мешок конденсаторов с завода и купить таки себе новую резину на свои "жигуль". Может. Потому что человек слаб. Но если такое случается, то святость объекта надлежит восстанавливать чтобы всё общество целиком не "оскотинилось" в результате. Важным компонентом восстановления Святости, с точки зрения Торы, является сожаление человеком о содеяном. Человек обязан покаяться в том безобразии которое он совершил.
И вот тут важно понять один ключевой момент. Когда человек покаялся в сотворённом им грехе (оскотинивании себя и святыни), то он этим самым спасает не себя лично. Не о нём лично речь. Покаяние нужно чтобы очистить осквернённым объект от профанации которой он подвергся. Должно быть сказано что сделанное было ошибкой и что утрата святости - это ошибка. Человек должен признать что нарушил святость и что делать этого было нельзя. Тогда становится возможно вернуть объекту былую святость. Иными словами сотрудники НИИ ПП которые варят варенье должны уйти варить варенье куда-то в другое место и открыто заявить о том что они своершили святотатство и что это было их ошибкой, слабостью. Нужно признание того что НИИ ПП - это не место для варки варенья и что он нужен для совсем других дел. Сами же преступники при этом в расчёт не берутся. Что будет с ними их отношения с Богом Торой даже не рассматриваются. Не о них речь. Я надеюсь вы поняли что пример с НИИ ПП - чистая абстракция и приведена здесь исключительно в качестве иллюстрации.
Вобщем я конечно сам убеждённый христианин и признаю лишь Новый Завет, но в материалах Старого Завета чётко прослеживается таки фундамент того общества в котором мы сегодня живём. Ясно видны и контуры и осевые линии всей той конструкции которую мы привычно называем Человечеством.