Оригинал взят у
matveychev_oleg в
Заметки к арийскому богословию: Языковые следы ирано-славянской религиозной общности Помимо важнейшего противопоставления ир. baγa-/daēva-, сл. богъ/дивъ, о котором я уже говорил ранее, существование ирано-славянской религиозной общности засвидетельствовано многочисленными другими языковыми соответствиями, некоторые из которых перечислены ниже.
Русское слово вера и авестийское слово varəna- с тем же значением, несмотря на своё внешнее сходство, восходят к разным ПИЕ корням, вера - к *wēr- (> лат. vērus, нем. wahr и др.) со значением «верный, истинный», varəna- - к *wel-, от которого рус. велеть, воля (ПИЕ звук l в индо-иранском перешёл в r). Первоначально varəna- значило буквально «воля, желание», потом приобрело значение «выбор» и, наконец, «вера». Отсюда авест. var- (желать, выбирать, верить), vairiia- (выбираемый, желанный), Fra-varānē («Верую», зороастрийское вероисповедание). Из всех ИЕ языков производное от корня *wēr- приобрело значение «вера» только в славянском, а это позволяет предположить его переосмысление под влиянием созвучного иранского слова.
Общими для славянского и иранского являются такие важнейшие религиозные понятия, как рус. святой: авест. spənta- (святой), spanah- (святость) (< ПИЕ * kʷen-); рус. мир: авест. miθra- (согласие, договор) (< ПИЕ *mey-); рус. благо, благой: авест. barg-/bərəjaiia- (хвалить), bərəj- (хвала) (< ПИЕ *bʰr̥gʰ-); рус. зло, злой: авест. zbar- (петлять, сворачивать, ходить - о бесах), zbaraθa- (нога - у бесов), zurah- (обман, ложь) (< ПИЕ *ǵʰwel-); рус. чары: авест. cara- (средство, способ, помощь) (< ПИЕ *kʷar-); рус. каять(ся), цена: авест. kāy- (мстить, воздавать), kaēnā-, kāθa-, ciθā- (воздаяние) (< ПИЕ *kʷey-); рус. вина: авест. aēnah-, ср.-ир. vināh- (грех, вина); рус. рай: авест. rāy- (богатство, счастье).
Общие культовые термины включают рус. жрец, жертвовать: авест. gar- (хвалить, воспевать), garah- (хвала, песня), Garō.nmāna- («Дом хвалы», рай), jarətar- (хвалитель) (< ПИЕ *gʷer-); рус. игра, играть (первоначально культовый термин): авест. yaz- (почитать, жертвовать), yasna- (жертвоприношение), yazata- (почитаемое, божество), ā-yadana- (святилище) (ПИЕ *yaǵ-); рус. гаять, гай: авест. gā- (петь), gāθā- (Песни, Гаты Заратуштры) (< ПИЕ *gāy-); рус. звать, зов: авест. zav-, zbay- (звать), zavana- (зов) (< ПИЕ *ǵʰaw-); рус. слово, слава, слушать, слышать, славить, слыть: авест. sru- (слушать, слышать), suruna- (слыть), sravah- (слово, слава), srāvaiia- (славить), sraoša- (слух, послушание) (< ПИЕ *ḱlew-); рус. бояться, бес: авест. bay- (< ПИЕ *bʰoy-).
В число ирано-славянских слов с общим значением, имеющих религиозные оттенки, входят рус. гоить, гой («гой еси!»), изгой и т.д.: авест. gaya- (жизнь), Gaya- Marətān- («Жизнь Смертная», первочеловек), gaēθā- (мир живых существ) (< ПИЕ *gʷye-/gʷey-) (другая ступень чередования этого корня представлена в рус. жить, жизнь, живой: авест. juua- (жить, живой), jīti-/jyāiti- (жизнь) и т.д.); рус. хоронить/хранить: авест. har-/haurv- (хранить), harətar- (хранитель), harəθra- (охрана) (< ПИЕ *serw-); рус. писать, письмо: авест. paēs- (украшать, писать), paēsa- (украшение), др.-перс. ni-pistanaiy (писать), ni-pišta- (на-писанное) (< ПИЕ *peiḱ-) (только в иранском и славянском этот корень приобрёл значение «писать»); рус. срам/сором: авест. fšarəma- (стыд, позор) и др.
Наконец, из ирано-славянской религиозной общности может быть предположительно выведено само понятие Святая Русь. Со II в. до н.э. на юге Русской равнины засвидетельствованы народы с этнонимами, родственными авест. raoc- (светлый), это роксоланы (буквально «светлые арии») в греко-римских источниках до IV в. н.э. и росомоны (буквально «светлые мужи») в описании событий IV в. н.э. Авест. raoc- восходит (с обычным переходом ПИЕ звука l в индоиранский звук r) к ПИЕ корню *leuk- светлый, белый, от которого, в частности, произошло рус. луч. Это иранское слово оказалось созвучным славянскому слову, представленному рус. рус(ый) (< слав. *rudsъ < ПИЕ *reudʰ- красный, рыжий > авест. raoð-), что, как и в случае со словами вера и varəna-, могло привести к их осмыслению как одного и того же слова.
Корнем raoc- передаются важнейшие для зороастризма религиозные понятия. Обитель Бога называется «Бесконечные Светы». Согласно Гатам Заратуштры, в начале творения Бог помыслил: «светами да наполнятся пространства!» (Яшт 31, 7), т.е. свет (raoc-) в телесном мире знаменует собой божественное присутствие. На этом основании можно предположить существование иранского выражения spənt- raoc- (Святой Свет), послужившего источником для выражения Святая /Светлая/ Русь.
Оригинал взят у
aquilaaquilonis