США попробуют оспорить право России на Северный морской путь

Dec 10, 2020 20:46

Знаковое для геополитики событие - в китайский порт «Цзянсу» прибыло два российских танкера с сжиженным газом от «Ямал-СПГ».
И мало того, что такой конкурент как Россия в этой области сам по себе пугает Америку, так еще и маршрут, по которому Москва открыла этот новый транзит - никак ею не контролируется! Нынешние два танкера, вывели Вашингтон из себя именно потому, что стали первыми энергетическими транспортами, прошедшими по сугубо российской морской артерии, исключительно российского Северного морского пути без ледокольного сопровождения! Это стало гвоздем, в гроб осознания реальности и успешности «арктического проекта», а потому «монопольное» положение Москвы в водах, омывающих север Евразии резко «возмутило» Белый дом. А как иначе? Не для того Америка отделяла Эритрею, сажала марионеточное правительство в Йемене, подогревала бесконечный конфликт в Судане, чтобы лишиться монопольного контроля над пока еще «главной» артерией мира - Суэцким каналом. Многие ли им будут пользоваться, когда открывающийся российский морской путь вдвое короче, а вопрос со льдом, берет на себя крупнейший ледокольный флот и Москва.
Особый режим движения по Северному морскому пути определен на основании норм международного права, затрагивающих правовой режим территориального и внутреннего морей, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а также норм национального законодательства РФ. Отметим, что на Северный морской путь также распространяется и деятельность Арктического Совета, так как СМП - это транспортная магистраль, ведущая в Арктику. В совет входят арктические и приарктические государства, причем это не только Россия, но и США, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия. Причем все эти государства, кроме РФ и Финляндии, являются странами НАТО, что неизбежно приводит к конфликту интересов альянса и России. Так, по мнению США, Россия желает вытеснить другие государства с арктических территорий. В связи с этим можно наблюдать наращивание военных сил НАТО в Арктике, а также вдоль СМП.
Страны Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского региона также заинтересованы в освоении СМП. В частности, Япония, Китай и Сингапур вошли в число стран - наблюдателей Арктического совета в мае 2013 года. При этом большая часть акватории Северного морского пути расположена в границах территориального моря или исключительной экономической зоны, континентального шельфа России. Данный факт указывает, что проход через СМП не может осуществляться без согласия России на пропуск через свои границы, территории. Кроме того, неарктическое государство вынуждено сотрудничать со страной, территория которой граничит с СМП, поскольку в случае удара стихии именно арктическое государство сможет организовать спасательные операции, также исследователям необходима территория для швартовки своих судов, а в этом случае снова придется вести переговоры со страной, которой принадлежит данный участок земли. Помимо этого, арктическое государство берет на себя задачи по реализации природоохранных мероприятий, необходимых, чтобы использование СМП было комфортным и безопасным. К государствам, обладающими арктическими территориями, относится и Россия, так что право на управление СМП вполне оправданно.
Северный морской путь позволяет значительно сократить сроки доставки грузов из Европы в АТР по сравнению с южными маршрутами. Контролируемые США и Британией проливы через Суэц и Панамский канал, напротив - рискуют потерять огромную долю собственного траффика. Шутка ли, если протяжённость СМП от Карского моря до Берингова составляет всего 5,5 тыс. км, а, чтобы доставить груз из Санкт-Петербурга до Владивостока, потребуется преодолеть лишь 14 тыс. В тоже время по южному морскому пути это заняло бы - порядка 23 тыс. км., то есть вдвое больше по длине и времени.
США, как и всегда, когда контроль над ситуацией уходит у них из-под ног, начинают вести себя как дикий варвар. По праву силы и пистолета - с полным пренебрежением к установленным правилам. В Вашингтоне попросту не согласны с тем, что такой важный в перспективе маршрут находится в сфере ведения России, и всё. Вот только Россия - это не Ирак, и пистолетом перед ней не помашешь… А, поскольку обоснований здесь нет никаких, приходится сводить все к исторической позиции: «Северному морскому пути необходимо придать статус международной транспортной артерии». Об этом ещё в 1964 году заявлял Вашингтон в споре с Советским Союзом. Тогда, флот США несанкционированно проследовал вдоль арктического побережья СССР и оправдался тем, что не считает эти воды советскими. Западный мир, мол - видел их исключительно международными.
К счастью, не смотря на «плач» ряда аполитичных людей о том, что Россия якобы «слишком мягко ведет себя с Западом», это касается лишь дипломатической и экономической сферы. В военной же области, современная Россия во многом жестче нежели был в свое время СССР. В целом поэтому, командующий Береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт, не так давно возродивший идею о признании СМП - международным маршрутом, и словом не обмолвился о возможности вести себя также, как и его предшественник в конце 60-х годов. Он понимает, что маневры ВМС «по обеспечению свободы мореплавания» в Южно-Китайском море (с целью ограничить активность Китая по «приватизации» морского пути) - это одно, а вот лезть с тем же в Арктику, к самому побережью России, совершенно другое. Все понимают, что тысячного китайского предупреждения тут не будет - ответ последует незамедлительно, поскольку Арктика для нашей страны еще важнее, чем был в свое время Крым.
Previous post Next post
Up