Быт дореволюционных эстонцев

Nov 21, 2013 16:06

Очень занимательную статью откопал в интернете про обычаи и нравы эстонцев, не "порабощенных" Советским Союзом -
http://rus.postimees.ee/2591710/tualetnye-tradicii-predkov-v-nashi-dni-mogut-shokirovat
Несмотря на то, что слово «peldik» (сортир. - Ред.) в словаре эстонского языка фигурировало уже в 1660 году, согласно заметкам студентов, изучавших в первые годы Эстонской Республики жизнь хуторян, на многих хуторах уборных не было вовсе, а те, что имелись, использовались не всегда.

«Тропинка к отхожему месту прилично заросла травой», - именно так в начале 1920-х годов поэтично охарактеризовал ситуацию с туалетами на одном из хуторов Ляэнемаа некий студент.

По словам директора по научной части Эстонского музея под открытым небом Хейки Пярди, туалеты начали строить на эстонских хуторах уже в XIX столетии, однако обычай пользоваться ими каждый день в народе укоренялся очень тяжело. «В 1918 году, когда в Эстонии была немецкая оккупация, тогдашние военные власти со свойственной им суровостью известили, что на всех хуторах должны быть уборные», - сказал он.

В случае, если требование не будет выполнено, угрожали военным судом. Данная угроза возымела действие, и на многих хуторах в приказном порядке были построены нужники. «Правда, у некоторых тропинка к уборной заросла травой, потому что каждый день обходились более привычными местами», - сообщил ученый. По нужде ходили и в поле, и в сад, а зимой - в хлев.

Даже в период между вой-нами в сельской местности Эстонии туалеты не были общераспространенным явлением. По данным, собранным тогдашними студентами, деревенские жители считали, что строительство туалета - это напрасные траты, потому что то немногое добро, которое производит из себя человек, исчезнет само по себе, а специально построенное для отхожих нужд место станет вонять.

Зачем добру пропадать?
Согласно официальным данным, в период между войнами в Эстонии была оборудована туалетами лишь половина хуторов, и большая их часть - в Вильяндиском, Пярнуском и Тартуском уездах. «Хутора Южной Эстонии развивались немного быстрее, чем в Северной и Западной Эстонии, где жили более бедно», - пояснил это различие Пярди.

Сведения о том, что даже при наличии туалета его не использовали, имеются и в отношении 1930-х годов. Пярди привел в пример воспоминания одной женщины, по рассказу которой, ее отец построил в свое время на окраи­не Таллинна современный благоустроенный дом с туалетом внутри, однако сам им не пользовался.
«Во-первых, нельзя давать добру пропадать, а во-вторых, чувствительный мужчина не выносил той вони», - поделилась воспоминаниями дама.

Собственно, как и в наши дни нередко можно увидеть по обочинам дорог справляющих нужду эстонских мужчин со спущенными штанами, 90 лет назад сильный пол также не стеснялся публично сходить «по-маленькому». Поскольку нижнего белья тогда не носили, женщины могли справить нужду стоя, под покровом пышной юбки. И только оставшаяся на земле лужица выдавала другим, что же произошло.

Приседать по этому поводу считалось тогда достойным презрения, и об этом свидетельствует одна из неприличных частушек того времени, в которой муж жалуется на то, что его жена приседает, чтобы «сделать свои дела», а другие умеют делать это стоя.

В баню - раз в неделю
Очевидно, тогдашняя культура пользования отхожим местом - это не единственное, что может шокировать в наши дни. В ту пору мыло и вода также не были лучшими друзьями эстонцев.
«Лицо каждый день не моют, а только в воскресенье утром или в банный день», - приводятся описания студентов 1920-х годов относительно гигиенических традиций соотечественников.

Ноги мыли и того реже. Согласно одной из записей, сделанной в Вильяндиском уезде, благодаря русским батракам на хуторе прижился обычай мыть руки перед едой. Общераспространенной была традиция ходить раз в неделю в баню. На более бедных хуторах, где бань не было, мылись в ванне или ушате в риге.
«Соблюдать чистоту в городских условиях было не проще, а даже сложнее, чем в деревне, потому что общест­венных бань было мало», - сказал Пярди.

В 1930 году в городах Эстонии было 72 общественные бани, а в трети городов не было ни одной. Регулярно ходили в баню только четыре процента горожан, и это был преимущественно приехавший из деревни народ. «Более утонченные натуры считали, что баня - это для деревенщины», - сообщил ученый.

Городской люд, предпочитавший более комфортабельную жизнь, вместо бани желал пользоваться ванной, однако ванны имелись только в каждом десятом жилище Таллинна, у тартусцев ванна наличествовала у трех процентов населения, а в других городах их было и того меньше.

«Это не значит, что люди не мылись, - отметил Пярди, но признал, что мытье было связано с большими трудностями, поскольку водопровода не было, и воду приходилось носить в квартиру из колодца, расположенного во дворе. - Уже с точки зрения использования воды мыться каждый день было сложно».

Однако труднее всего приживался тогда обычай чистить зубы. До 1930-х годов это вообще было редкостью, и делали это, в основном, образованные люди и школьники старших классов. Уход за зубами ограничивался в целом тем, что рот споласкивали водой и ковыряли в зубах спичкой.

«Это, безусловно, отражалось на состоянии зубов у людей - оно было очень плохим как в городах, так и деревне», - сообщил Пярди. И если в доме появлялась зубная щетка, случалось, что одной щеткой пользовалась вся семья.

Гигиенические привычки эстонцев во многом изменились благодаря школьным учителям, которые прививали детям современные традиции. Потихоньку, через детей, они распространялись и среди взрослых, но зачастую старшее поколение косо смотрело на новшества, считая их барскими замашками, к которым сельский человек не должен относиться всерьез.
Кое-где взрослые просто негодовали оттого, что учителя делали их детям замечания по поводу неопрятности.

«Это наше личное дело, где мы моемся, и другим до этого не должно быть никакого дела. Это наши блохи, и мы их кормим сами. Пусть руководитель школы о нас не беспокоится», - выражала недовольство одна из семей Ляэнемаа, когда их детям в школе сделали замечание за неряшливый внешний вид.

история, Эстония

Previous post Next post
Up