продуктивный дефект ученого

Apr 23, 2019 12:21

Я здесь уже писал, а искать лень, о своем глубоком убеждении в том, что выдающихся результатов достигают не самые одаренные и талантливые в данной области, а те, у кого в ней есть небольшой изъян - небольшой настолько, чтобы на фоне общей продвинутости в этой области был хорошо ощущаем и постоянно подспудно беспокоил. (Воспрос об упорстве и трудолюбии сейчас оставим как независимую составляющую.) Вкратце - человек с прекрасным художественным воображением никогда не станет художником, потому что никогда не почувствует необходимости что-то фиксировать на внешнем носителе, весь визуальный ряд ему всегда доступен в готовом и лучшем виде в собственной голове (мой шеф говорил, что не видел смысла никуда ездить, потому что на месте оказывалось, что он все себе именно так и представлял, только лучше). Человек с идеальной философской функцией никогда не станет философом, потому что философские результаты берет из тумбочки и никогда о них не задумывается, в философии для него и делать нечего, он лучше станет бизнесменом или дворником. Ну и вот.

Моя близкая коллега спросила меня на вальсах, а какой изъян имеют выдающиеся ученые? Я задумался минут на пять и смекнул. По словам того же шефа, самый главный дефицит, особенно у молодежи - это дефицит подлинного научного интереса. Того, который заставляет постоянно думать о предмете исследования и посвящать ему времени много больше, чем положено по штату. Я согласен. По-моему выдающихся научных результатов достигли те, кто испытывает дефицит функции свободного переключения внимания. Кто затрудняется отвлечься от интересного, посмотреть вокруг, возможно, увидеть что-то не менее интересное. Не знаю как залипание внимания называется на психиатрическом языке, не подскажете? Это точно не ригидность аффекта (паранояльность) и не фиксация тревоги (психастения), так как интерес и внимание - это и не аффект, и не тревога.

Интересную - потому что неожиданную и с очевидность верную - вещь сказала evo-lutio, что воля - это способность управлять своим вниманием. Не прибавить и не убавить. Получается, что выдающимися учеными становятся люди с небольшим недостатком воли. Позволяют предмету исследований завладеть ими, своего рода аддикция. Про то, сколько воли нужно, чтобы что-то исследовать и, главное, довести исследование до конца, можно мне не напоминать. В целом, как и в случае с художественными способностями, тот небольшой изъян, о котором я говорю, кажется мне, конечно, не дырой и не вмятиной. Визуально он представляется мне как крошечная выемка на самой верхушке весьма мощного отростка (способностей).

рефлексия, наука, наблюдения над жизнью, философия, танцы

Previous post Next post
Up