В России, как говаривал классик,
две беды: странные люди и дороги со
странным покрытием. Иногда эти беды
встречаются, а как известно по законам
природы, минус на минус дает плюс.
"Очень мудрые мысли". Том 3
Часть 1. "Это только начало"
...Упорно кручу педали своего бедолаги-велосипеда по жуткой грязи. Передний тормоз уже практически не работает, цепь хрустит и скачет, и складывается впечатление, что ему вообще не долго осталось. Это все потому, что грязь хорошая, нажористая - вроде глина с песочком. Для передвижения по такой необходимо обладать нехилой ловкостью и отработанной техникой. И вот, не имея ни того ни другого, я наконец смачно раскладываюсь на обочине. Теперь я по уши в грязи, с отбитым локтем и боком. Словами разными кляну такое вот начало гонки, ведь обещано было совсем другое! Сзади накатывает Женек, интересуется, как мои дела? Ощупав пострадавшую тушку, решаю, что в общем цел, но есть нюансы. Второй голос сзади, принадлежавший самому Дэну Жилину, интересуется, "что же скажет мама?", когда увидит как я перепачкался. А видок-то у меня действительно, уже не очень. Минутами десятью ранее я очень неудачно обошел особенно грязевой участок дороги по малиннику и в кровь расцарапал обе коленки. Ну и в довершении я решил (подсознательно), что ехать дальше с сухой левой ногой не интересно и наступил ей в лужу. Вот такое вот начало...
До старта все тоже было неоднозначно. Во-первых, бес (или, возможно, Обухов нечеткими формулировками в положении) попутал меня еще на этапе покупки билетов в Бологое. В результате я взял нам с Женьком билеты на поезд, который прибывал в Бологое аж в 2.30 ночи. Позже выяснилось, что ночью на месте старта будет возможность полноценно поспать, но было уже слишком поздно что-то менять. А в добавок ко всему я почему-то решил, что боковушки в начале вагона лучше чем места в купе у туалета, и в результате мы провели ночь практически в обнимку со своими велосипедами, которые вместо нас спали на полках. Приехав на место старта, я не смог не посмотреть карты и даже наметал приблизительный маршрут предстоящего перехода через Альпы заезда по Тверской губернии. За этими делами время прошло незаметно, и спасть мы отправились в 4 утра, с намерением встать в 6.30.
В спортивном зале школы города Бологое сегодня явно была необычная обстановка: в темноте на полу, застеленном неким мягким покрытием, в спальниках храпело около 20 - 25 тел. Начнем с того, что Повертка никогда не набирала такого количества участников. Скачек был, определенно, качественный, учитывая, что здесь были еще далеко не все участники. Найдя свободный кусок мягкого покрытия, мы с Женьком в срочном порядке разложили спальники, и лично я на удивление быстро уснул. Короткий сон удовлетворения особо не принес, но оставалась надежда подремать во время пролога (нам предстояло добраться до города Пено, откуда стартовала длинная дистанция гонки, на дизеле, а там не много не мало 4 часа в пути). Так что спешно уточнив маршрут у Саши, заклеив карты, собрав еду и снарягу, переодевшись и сдав заброску, мы дружной толпой выдвинулись в сторону уже такой родной станции Бологое Московское.
Очень хочется кушать, поэтому перед поездом дружно заезжаем в Дом Отдыха Локомотивных Бригад, где в столовой пекут вкуснейшие пирожки. Но, к сожалению, прошлую партию уже разобрали, а новая еще не готова. Придется довольствоваться простым магазином. Покупка билетов на дизель прошла гладко, но замечание кассира, мол, "вы все туда не влезете", заставили поволноваться. Дизель - это электричка, но поезд. Два вагона: один плацкартный, другой сидячий. Есть даже проводницы, которые проверяют билеты и объявляют станции. Они, вместе с простыми пассажирами поезда, были крайне озадачены, увидев такое количество людей с велосипедами. Но, когда началась посадка, мы достаточно оперативно распределились по двум вагонам. Я с Женьком, мама, Бурундук, 2 команды бравых МАЁвцев и еще 2-3 команды разместились в сидячем вагоне. Наши велосипеды тоже устроились неплохо. Через каких-то минут 20 мы тронулись.
Дорога прошла за едой, обсуждениями маршрута, обрывками сна и снова едой. Оказалось, в вагоне работает титан и мы, обрезав бутылку от кока-колы, смогли попить чаю. Теперь чуть подробнее о маршруте. Существовало 2, даже 3 варианта: 110 км для слабых духом и сильных умом (таких не нашлось), 160 км. для середнячков и полноценные 235 для сильных духом и слабых умом. Маршруты начинались с разных станций электрички, то есть 160 км стартовал из Осташкова (правда потом ребята стартовали чуть раньше, по уточненной информации от Обухова), а 235 стартовал из Пено. Разница в старте получалась порядка полутора часов. Я сразу сказал Женьку, что мы едем из Пено, хотя он периодически выступал с предложением ехать от Осташкова. Бравая толпа сильных МАЁвских альпинистов (Андреи - Горбунов и Карпов, Вова Белоусов и Аня Франкевич), решили, что очень хотят жить и собирались ехать от Осташкова. Мама с Бурундуком долго-долго не могли решить, как же быть, и в результате, когда производился окончательный опрос "кто куда", решили рубиться по-полной. Около 11.20 электричку покинули покорители средней дистанции, а нам же еще предстояло почти 1,5 часа пути. Когда мы остановились в Осташкове на получасовую стоянку (да, вот так вот идет дизель, как настоящий поезд), оказалось, что в голове Дэна Жилина созрел хитрый план и они решили поехать на 1 КП отсюда, дабы сэкономить время. Не совсем понятно, стоит ли оно того, но смуту в ряды покорителей длинной дистанции Дэн внес. Мы подумали-подумали и решили доехать-таки до Пено и стартовать как полагается.
На часах 12.50, мы стартуем! Сначала асфальт, но вскоре после выезда из города нам на грейдер. Замечаю, что фавориты гонки, Фил с Машей улетели дальше по асфальту, уже заблудились похоже. Крутим нормально, в горочки Женек немного отстает. Пасмурно, дует ветер, да и температура какая-то низкая. Вокруг какая-то холодная красота: сосновый лес со мхом, большое озеро подо льдом, серое небо с низкими тучами. Иногда в такие моменты я ощущаю одиночество, но какое-то приятное что-ли. Сейчас я ни минуты не жалею, что опять ввязался в эту авантюру: медитативность такого вот мероприятия есть прекрасный способ отдохнуть и перезагрузиться.
Долго ли коротко ли, добираемся до 1 КП. Немного потупив на точке, находим нужный угол кладбища и сам компостер. Через 5 минут (пока разводили химию, и подгоняли снарягу, ну перекуривали в общем) появился Дэн, без велосипеда - в грязи потерял, говорит. Их вариант, судя по тому, что они крутили на час больше нашего, оказался не выигрышным и теперь уж мы за свой выбор точно спокойны. Выезжаем дальше, а дальше грязевые ванны, падение, разодранные коленки, ну вы поняли.
Часть 2. "Ночной холодок"
...Темнеет. Кручу по исчезающей дороге через поле, периодически перескакивая какие-то лужи и колеи. Женек отстает, о мыслях в его голове можно догадаться по высказанному вслух желанию завязать нафиг с такими вот приключениями. Через каких-то 1,5 км нас ждет теплый костер и пока неизвестно какой спецэтап. Вдруг, на очередном обороте педалей, я понимаю: что-то не так. Моя левая нога больше не связана с велосипедом и значительно потяжелела. Взгляд вниз, холодный пот: на ноге вместе с педалью болтается шатун. Останавливаюсь, выщелкиваю педаль, смотрю на шатун. А как это? Похоже, потерялась гайка, стягивающая шатуны. Сейчас надо сделать так, чтобы можно было доехать до финиша, не до жиру. Приходится плотно прижав шатуны просто затянуть хомуты, которые расслабились. На все про все не более 10 минут, и мы мчим дальше, к костру. Мост, за ним долгожданный костер. "Что у вас за спецэтап, куда бежать?", спрашиваю. "30 минут обязательного отдыха", отвечают. Ну вот, а я думал погреть ноги бегом... Придется в костер засунуть. Жарим привезенные из магазина сосиски, пьем чай, потом кофе, едим, едим, едим. Приезжают Жилин с Мариной, говорят: "Ваша мама нас обманула!". Пересидели в кустах, молодцы, наша техника. Но наши полчаса давно закончились, а за ними еще 20 минут пролетели - пора выдвигаться. Дэн пожаловался, что у него болят колени и кончилась мазь и попросил каких-нибудь колес. Отсыпав Жилину таблеток (все рано они нам уже не вставляют), мы откланялись и удалились в ночь...
Выскочив на грейдер с грязевой дороги, первое время было ощущение, что у велика где-то вырос моторчик. Женек, конечно, уже не совсем понимает, зачем он здесь опять, но крутит пока исправно. Правда вскоре нас-таки прошивают Фил с Машей, размялись наконец! Я примерился к их скорости, но заметил, что Женек явно дает понять: "не надо, да?" Ну что ж, против сотрудника кое-чего не попрешь - сбавляю обороты. Вскоре вылезаем на асфальт, по нему нам теперь прилично вкручивать. Ветер гуляет вовсю, я уже начинаю подмерзать. Кушаю сам и прессую Женька, чтобы тоже кушал, причем на ходу. Асфальт местами такого качества, что уж лучше б мы крутили по мягкому грейдеру, да и машин по мере приближения к городу становится больше. Сам город Осташков мы пролетаем без остановок - магазины нам пока не нужны, а достопримечательности смотреть некогда. Дальше наш путь лежит в сторону такой знакомой мне Ниловой Пустыни. Монастырь этот живописнейше расположился на островке на озере Селигер. Дорогу к нему я знаю почти до ямки, и это плохо, потому что нам по ней еще назад крутить, можно и уснуть. Выкрутив километров 15, оказываемся в точки. Я уже окончательно задубел, даже куртку по пути приодел, сейчас самое время накинуть штаны. Отправляю Женька на колокольню брать КП, а сам переодеваюсь и всячески утепляюсь. Вернувшись, Женек перекусывает, и мы выдвигаемся.
Дорога обратно оказалась проблемой: ветер теперь дул в лицо под углом 45 градусов, и очень методично выжимал силы из организма. Женек пока сидит на колесе - это хорошо, не так наколбасится. Очень долгим показался этот путь до деревни Сорога, и когда мы ее достигли, я сразу молча вывел нас к магазину. Тут-то мы и гульнули! Литр Колы, 6 сосисок (2 съели сразу на остановке, еще 4 решили пожарить на костре, который был обещан на 3 КП), 2 больших бисквита... Время ненадолго остановилось, но пора было вкручивать в сторону 3-го КП: очень хотелось оказаться там не в темноте. Выехав из Сороги, устраиваем небольшую фотосессию (как раз выглянуло солнышкj и жать стало веселее), а потом крутим, крутим и опять крутим по асфальту. Потом начинается грейдер и мы опять долго и упорно крутим. В какой-то момент Женек уже начинает торговаться со мной, чтобы я бросил его здесь, но я не могу, что я потом скажу его коллегам, которые будут засовывать мне иголки под ногти?
Тем временем, солнце медленно, но верно склоняется к горизонту. В самый красивый момент заката мы оказываемся на въезде в полузаброшенную деревню Щучье, стоящую на холме. Алое солнце как раз заваливалось в лес над озером. Ради таких видов можно не спать 2 ночи, крутить педали, сменяя декорации. Забыв об усталости, я дождался пока Женек догонит меня на горочке, отобрал у него телефон (приличный фотоаппарат был только в его трубке) и начал бегать вокруг в поисках лучшего ракурса для съемки. Женек же тем временем чего-то подточил и мы продолжили наши выкрутасы. До 3 КП осталась одна деревня и немного, километра полтора, через поле...
Часть 3. "Рассвет радости не добавил"
..."Черт, как же холодно. Вот же на карте финиш уже, рядом совсем. Ну зачем здесь такая плохая дорога? Очень хочется кушать. Нет, в рюкзаке только всякая гадость, хочется уже нормальной еды, вкусной какой-нибудь. Шоколадки ваши, мармеладки, гели эти противные уже из ушей лезут! Дайте супа, мяса в конце концов!" Женек явно приободрился с приближением финиша, чувствует скорый отскок. Почему же на рассвете ТАК холодно? О, глюки пошли - машина Обухова померещилась на другом берегу реки. Но вот уже и выход на грейдер, немножко в горку, спуск к реке и мы на финише, в деревне Градобить! Бросаем велики в общей куче, вокруг тишина. Распахнув дверь, попадаем в тепло. Все спят, никто нам не рад...
Выползать с КП, где есть какой-то комфорт, в темную холодную ночь - испытание силы духа. Выдерживаем с трудом. Нам еще надо преодолеть около 80 километров по разного качества дорогам. Листов карты осталось всего 2, что дает надежду расправиться с дистанцией часам к 8 утра. Но это ж еще всю ночь надо продержаться! Честно признаться, я очень хотел спать и если бы не разнообразие рельефа и ответственность за ориентирование, наверняка бы уже клюнул носом. Пока спать удается только Женьку - он немного отстает. Проехав пару-тройку сёл, передо мной, как навигатором, встает выбор срезать по неизвестной дороге и ехать дальше по хорошему грейдеру с лишним крюком. Решаю посмотреть, что там впереди на короткой дороге. В результате проводим на дороге длинной в 6 километров часа полтора. Сначала все было неплохо, но чем дальше в лес, тем больше лужи и грязнее грязь. Лужи, кстати, в основном под крепким льдом, но бывают сюрпризы: когда ты доезжаешь до середины, лед трескается и начинается самое интересное. На одном из таких интересных мест я опять промочил левую ногу. Надо было вовремя развернуться! К 4-му КП мы выезжаем совершенно измотанными, хотя до этого неплохо отдохнули у костра. На поиск компостера тоже пришлось потратить время: пня, который был указан в легенде, уже не было. А заметил лежащий компостер я совершенно случайно: добрые люди перевернули его светоотражателем вниз, чтобы нам было поинтереснее его искать. Я же решил облегчить задачу движущимся за нами командам и развернул компостер наоборот.
Дорога до 5-го КП ничем особенным не запомнилась: Женек засыпал, я ориентировался, иногда закидывая в себя какую-то еду. На подъезде к деревне Заречье, где стоял 5 КП, я в очередной раз не справился с управлением на песке и вновь приложился правым боком, в этот раз мягко, но приятного все равно мало. В самом Заречье мы не сразу заметили КП на дереве, потому что в легенде была беседка. Но здесь нас должен был ждать еще один спецэтап: на КП висела бумажка, 3,6 км на Восток, на левом берегу реки. Ну, мы туда и так собирались ехать, не вопрос! Дорога вдоль реки оказалась не слишком хорошо проезжаемой весной, хотя летом она запомнилась мне шикарным хай-вэем. С горем пополам докрутили до 5 КП, а там каяки....
...Стало понятно, что грести мне, Женьку нужно время отдохнуть, набраться сил для финишного рывка. На единственном одноместном каяке сейчас работает Фил, а Маша тем временем мирно посапывает у костра. Значит, сначала отдых, а потом уже гребля. Всего здесь нам нужно провести не менее 1,5 часов с учетом гребли. Остальное время можно отдыхать. Кушаем вкуснейшую гречку с горошком, пьем чай и всякую химическую гадость. Болтаем с хозяевами транзитки и с полусонной Машей, которая, кажется, немного устала. Вскоре приплывает Фил и я начинаю собираться на воду. Вообще, перспектива провести на воде час времени в 4 утра меня не сильно радует. Думаю, будет холодно, сыро и неприятно. Но на деле оказывается жарко и нормально. На 1-м из 3-х водных КП я, правда как и многие, загулял: найти в темноте нужную торчащую из воды палку среди множества ненужных оказалось непросто. Но зато дальше все прошло гладко, да еще и лунная дорожка появилась. По пути ко 2-му КП замечаю на берегу в стороне от транзитки фонарики и кричу им, чтобы двигались по берегу дальше. Это оказались мама и Бурундук, вот же они шустрые, проигрывают нам всего чуть больше часа! Взяв все КП возвращаюсь в транзитку, глоток чаю, переодевание и в путь.
Мотивирую Женька тем, что осталось совсем чуть-чуть. Дорога через лес кажется бесконечной, хотя ее качество вполне нас удовлетворяет. Попа, правда, с трудом уже садится на седло, приходится ее уговаривать. Вскоре догоняем "Женщину с Ребенком" - так в народе прозвали Анастасию с ее попутчиком. Пара фраз, и мы уже впереди. Через какие-то 5 минут врожденная ловкость опять подводит меня, и левая нога вновь оказывается в луже, на сей раз по-щиколодку. Это очень, ОЧЕНЬ плохо, ноги и сухие-то уже стали подмерзать, на улице по ощущениям легкий минус. Мимо проезжает "Женщина с Ребенком", предлагают пакет на ногу - отказываюсь, у самого есть. Снимаю ботинок, одеваю сухой носок и на него пакет. Есть надежда, что крутить осталось часика полтора, может не отвалится нога еще к тому времени. Женек слегка поникший, но видно, что уже почуял финиш и готов туда добраться.
Через какое-то время, проехав деревню, выезжаем к железной дороге, вдоль которой предполагается двигаться по тропе. Тропа эта местами каменистая, а для моей попы это сейчас крайне неприятно. Периодически бегу рядом с велосипедом, чтобы погреть ноги, но они как-то не особо согреваются. Женек же, догнав меня в очередной раз, стал жаловаться на велосипед, "не едет", мол, "педали крутить тяжело". "Постоянно?", спрашиваю, "Нет, иногда", говорит. Но тем не менее, вроде едет, хоть и не быстро. Добравшись до моста, где стоял последний 6-й КП, преступление раскрылось: оказывается, замороженные пальцы Женька без его ведома поджимали ручку тормоза, тем самым блокирую колесо! Докатались, называется. Но это уже финишная прямая....
Часть 4. "Afterparty"
....Поезд стучит колесами - едем в Москву. Нахожусь в странном состоянии полусна, когда чувствуешь что где болит, но не бодрствуешь. Все опять кончилось хорошо, мы спаслись, правда Женек обещал завязать (может еще одумается). После финиша мы поели супа, помылись в бане, легли спать (там же, в бане), проснулись через 2,5 часа, отстреляли спецэтап, повалялись на улице, еще поели. Потом добрый человек добросил нас на Обухов-мобиле до Бологое, а там пирожки, вокзал, поезд. Отличные эмоции, хороший день! Не сказать, чтобы я чувствовал себя сильно разбитым, поэтому мыслей больше не повторять таких подвигов в голове не было, скорее наоборот, хотелось уже новой жести, кажется, проснулся аппетит!)
Эпилог
Повёртка - это определенное состояние души. Это когда ты едешь не бороться за места или призы, а едешь за атмосферой и разгрузкой. Традиционный старт в школе, дистанция невероятной красоты, разбавленная трудностями и спецэтапами, отдых у костра или в какой-нибудь атмосферной избушке.
Ну и традиционно, спасибо всем за все:
- Обухову и Ко за дистанцию и отдых
- Попутчику за силу воли
- Остальным участникам за массовость и вообще за то, что они хорошие!
- Маме и Буру за фотки и поддержку (фотки тут
https://plus.google.com/photos/113022565025514253659/albums/6002126178246125569)
- Ксю за эвакуацию и традиционный вкусный ужин и, конечно, редактуру
Вот наш трек, если чего:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=hrydpjahejgaviye Ну и цветочек от меня:)