Оригинал взят у
dobroveda в
Очень хорошо о семье.. о сути семьи
borovik 10 мар, 2004 09:21 (местное)
Как мне кажется, в этой теме (когда « к одному, кого он любит» ) вообще деяние именно «художника» не принципиально. Т.е. я бы привёл цитату из Аверинцева. Собственно, вот…
Благословенная трудность семьи - в том, что это место, где каждый из нас неслыханно близко подходит к самому важному персонажу нашей жизни - к Другому.
Специально для брака свойство Другого быть именно Другим резко подчеркивает два запрета: библейский запрет на однополую любовь и запрет на кровосмешение. Мужчина должен соединиться с женщиной и принять ее женский взгляд на вещи, ее женскую душу - до глубины своей собственной мужской души: и женщина имеет столь же трудную задачу по отношению к мужчине. Честертон, восхвалявший брак как никто другой, отмечал: по мужским стандартам любая женщина - сумасшедшая, по женским стандартам любой мужчина - чудовище, мужчина и женщина психологически несовместимы - и слава Богу! Так оно и есть. Но этого мало: мужчина и женщина, создающие новую семью, должны прийти непременно из двух разных семей, с неизбежным различием в навыках и привычках, в том, что само собой разумеется - и заново привыкать к перепадам, к чуть-чуть иному значению для элементарнейших жестов, слов, интонаций. Вот чему предстоит стать единой плотью.
<…> Вот что знаменует христианский брак как таинство. Понятно, что такой брак не может быть "практичным" временным контрактом. Он нерасторжим в принципе, и это не потому, что попам захотелось помучить людей, а потому, что союз безоговорочного прощения и безграничного доверия заключается только навсегда. Потому, что вера и верность, достойные такого имени, конца не знают. Потому, что завет Божий есть завет вечный.
Об этом пишет и Флоренский, когда говорит о том, что двое создают особый единый организм из двух тонких тел - двоицу. Творчество же ( не важно картина ли, стихотворение и проч.) - лишь средство, человеку данное для того, чтобы увидеть, проявить в другом божественную сущность. Энергийно любовь соединение тонких , божественных тел. Соединение высоких энергий тонких тел делает гармоничным и единение тел физических, грубых. Так избегается энергийный диссонанс, дисбаланс, а по сути - грех( т.е. торжество этого мира). (Я бы не стал пользоваться понятием «энергий» в христианских рассуждениях, кабы лично не прослушал в лавре несколько проповедей, в которых святые отцы вполне свободно рассуждали об этом)
Так вот, такой творческий акт, как обращение к любимому человеку, оставаясь по сути - интимным опытом видения божественной сущности в другом, становится и в определённой мере опытом всеобщим - механизм тот же, что в молитвах данных нам от отцов.
Кажется А. Мень писал, что достаточно с любовью вглядеться в человека, как в каждом из нас явится тонкий свет Христова лика. Т.е. какие-то неуловимые черты, знак божественной Благодати, обретающей в каждом из нас. Т.е. когда мы видим в любимом человеке нечто иное, чем физический его облик, мы видим именно лик Христа, прикасаемся к энергетике Христа. Т.е. мы вытаскиваем наружу не «платонизм - фашизм», а прикасаемся к самому доступному для нас опыту Божественной любви, через любовь к хотя бы одному человеку.
Это, собственно, наша последняя линия обороны. Именно окончательная подмена любви чем угодно иным ( от секса до брачного контракта) и уничтожит последние шансы всего человечества. Т.е. искренняя любовь двоих ( возможно, что и со стихами) - есть акт содействия Христу, акт спасения всего человечества.
Тут уже вступает в силу антимония спасения, о которой много кто писал. Т.е. одним тезисом христианство утверждает, что спасён может быть каждый ( т.е. ОТДЕЛЬНО каждый), с другой же стороны утверждается, что каждый спасётся лишь тогда, когда спасутся все. И в свете этой антимонии, творчество при любви только двоих - есть соработа по спасению всего человечества, через любовь только к одному, самому близкому человеку.
Так думается…