Это был наш первый день в Горном Алтае, я специально так подгадывала с датами. Накануне, уже поздно вечером, мы доехали из Барнаула до нашей первой дислокации в Майминском районе, заселились в апарт-комплекс «Алтай».
Утром 10-го, в мой др, был дождь, и мы, чтобы не терять зря времени, съездили в Музей камня в Майме (ударение на последний слог), предварительно договорившись об экскурсии. Музей камня занимает небольшое помещение в Майминском центре культуры на главной площади с фонтаном.
Там можно увидеть и другие выставки, если проводятся на данный момент. Например, нам после музея камня также показали небольшую выставку картин местных художников, причём некоторые в новой, очень интересной технике, в краски добавляется каменная крошка.
Экскурсия в Музее камня просто необходима, иначе, если только вы не специалист в области геологии, впечатления от посещения будут несравненно беднее.
У нас была интереснейшая экскурсия, даже, скорее, не экскурсия, а лекция-беседа, с прекрасным гидом Александрой Владимировной, можно было задавать любые вопросы, на всё следовал чёткий и увлекательный ответ.
Потрясающе квалифицированный специалист, геолог по образованию, слушать от неё о камнях и окаменелостях было интересно, хотя надолго в голове эта информация у не специалиста не задерживается, конечно. Но полки с экспонатами мы разглядывали с большим интересом.
Там есть и археологические находки, не только минералы.
Есть сталактиты-сталагмиты.
Кое-что давали потрогать и подержать.
История Горно-Алтайской геологоразведочной экспедиции берёт своё начало в 1949 году, по приказу государственного треста по поискам и разведке металлов. Хотя, конечно ценные ископаемые здесь добывали и раньше: и до революции, и во времена Демидовских заводов, и в советский период. Просуществовала экспедиция на протяжении 60 лет, за время её существования были открыты железнорудное месторождение, вольфрамовое, молибден-вольфрамовое, кобальт-никелевое, сереброрудное, золоторудное, ртутнорудное и целый ряд других. Многие месторождения сейчас не функционируют: либо истощены, либо считаются нерентабельными, неперспективными. Но пишут, что одновременно создаётся и новая федеральная база полезных ископаемых.
Рассказ нашего экскурсовода не ограничивался геологией, она оказалась просто кладезем разнообразных знаний, фактов, кругозора. Мы узнали много нового и интересного о географии края, истории, археологии, а также, о выдающихся людях, интересных личностях, местных «самородках». О них я теперь с интересом читаю дополнительно в интернете. Дело в том, что стены музейного зала помимо витрин и полок с различными минералами оформлены картинами алтайской природы и не только, принадлежащими кисти местных художников.
Также в коллекции музея есть чудесные художественные работы из камня (автор - Васильева Тамара Александровна, работала геологом, после завершения работы по профессии нашла себе «нишу» -- создание «картин» из необработанного камня).
За каждой картиной, живописной или каменной, стоит личность автора, и обо всех экскурсовод рассказала очень проникновенно, очень лично. От неё я впервые услышала имя Таракая (работы которого сейчас украшают Национальный музей Республики Алтай в Горно-Алтайске и с которым она знакома лично), а также алтайского балалаечника Феди Телилинского, в которого был просто влюблён Шукшин, когда снимал здесь свои «Печки-лавочки», все они до сих пор являются легендарными личностями на Алтае.
Потом перекусили на площади около центра культуры в «Грильнице» (это на Алтае сеть быстрого питания, пицца, вок, шаурма, всё было вкусно, единственный минус - еду готовят, несмотря на звание сети быстрого питания, очень долго).
Дождь к концу нашего обеда почти закончился, и мы поехали смотреть Айский мост - наш первый подвесной мост на Алтае, поэтому, наверное, он и произвёл такое сильное, запоминающееся впечатление, мы были в восторге и от самого качающегося моста (мы шли, сердце замирало, я охала и хваталась за перила и с восторгом шла дальше) и, конечно же, от впервые открывшихся нам невероятных видов на Катунь в обе стороны! Солнце к тому моменту уже светило вовсю, воды реки бурлили и ярко блестели, под мостом проходили лодки со сплавщиками, и все махали друг другу, как друзья, было так радостно! Причём заходили на мост мы ещё с зонтиками, а к середине реки уже выглянуло солнышко! И мне как раз звонили с поздравлениями, и я включала видеосвязь, чтобы поделиться тем, что вокруг, я запомнила это состояние, было просто чудесно.
Любопытно, что на разных концах моста, то есть на разных берегах Катуни - территория разных субъектов РФ, на левом берегу здесь - Республика Алтай, а на другом конце моста - уже Алтайский край (далее Катунь уже целиком окажется на территории Республики Алтай). На баннере возле входа на мост так и написано: «Переход в Алтайский край».
Построен мост был в 1979 году (до этого из села Ая на том берегу, по названию которого назван и мост, существовала паромная переправа), отремонтирован в 2017, общая длина 153 метра, пешеходный, по «замкам любви» можно сделать вывод, что посещение Айского моста входит в программу местных свадеб.
Вход на мост платный (100 руб.) и, что важно помнить, разовый, то есть, если выйти с моста на другом берегу, заходить придётся опять за плату.
Ещё интересно: с моста открывается вид на остров посередине Катуни, на котором сейчас расположился отель-замок «Корона Алтая» (в отзывах пишут, закрытая, очень красивая территория), к нему тоже ведёт подвесной мостик.
В другую сторону.
Ещё на мосту.
В общем, вместе с улучшением погоды настроение так поднялось, что было принято решение ехать исследовать красоты края дальше. Мы пересекли Катунь по автомобильному мосту (дальше по тракту после Айского пешеходного) и поехали искать какую-то по отзывам невероятную скалу под названием «Чёртов палец». Название не очень приятное, навевающее зловещие ассоциации и, как дальше выяснилось, в нашем случае вполне себя оправдавшее.
500-метровая скала «Чёртов палец» описывается в интернете как очень интересная и, главное, доступная локация в районе 460 км Чуйского тракта. Находится на территории Алтайского края (правом берегу Катуни), входит в состав природного парка «Ая».
Навигатор без проблем выстроит дорогу. Будет КПП и шлагбаум.
Здесь можно оставить машину и пойти к скале пешком (это бесплатно), но пеший маршрут неблизкий, порядка 3х километров, и чем ближе к вершине, тем более крутыми будут подъёмы дороги. Можно заплатить за проезд машины 300 рублей и проехать, сколько не побоитесь. Мы заплатили и полезли на машине в гору. Прокатная машина, казавшаяся такой крутой внешне, при первом же столкновении хоть со сколько-нибудь значимым подъёмом заметно напряглась и тревожно заревела. Колеи были глубокими, я не знала, то ли в них залезать с риском не выбраться, то ли попытаться как-то сбоку от них вскарабкаться по дороге вверх. Машина кашляла и ругалась. Мне стало страшновато. Мы проползли от КПП всего-ничего, метров 800, и решили-таки оставить машину на обочине, и остальной путь, пусть и большую часть, пройти пешком. Припарковались на травке сбоку от дороги и отправились дальше на своих двоих. Я радовалась мудрому решению, так как последующие «подъёмные» участки дороги были ещё более крутыми.
Конечно, пешком было взбираться довольно утомительно, Игорь привычно ныл, но я утешала себя тем, что так безопаснее. Виды в хорошую погоду отсюда прекрасные.
Прошли мимо предупреждающего знака. Стоит он там не просто так, всю правду говорит.
Видели также много конных туристов, поднимающихся на гору по параллельным, узеньким тропкам.
Погода начала портиться, небо затянуло облаками, но мы были уже слишком близко, чтобы повернуть назад.
В итоге мы дошли до вершины
и даже сфотографировали верхушку этого чёртова «Пальца»,
но это я уже помню плохо, потому что незадолго до вершины начал накрапывать дождь, довольно быстро перешедший в ливень. Стало не до фотографий.
Надо было быстро спускаться, нас и предупреждали на въезде, если дождь, быстро вниз. Ха-ха, очень скоро спускаться быстро стало почти невозможно и становилось всё более невозможным с каждой минутой. Глинистая земля практически мгновенно превратилась в мыло, ноги скользили, держаться было не за что, промокли мы, конечно, до нитки, грязью были заляпаны до ушей. Идти до машины, напоминаю, около 2х километров, сколько по времени мы шли, я даже не скажу, всё слилось, внимание сосредоточилось на том, куда поставить ногу и сделать следующий шаг. Плохая новость ещё в том, что эта ситуация показала, что, к моему огромному сожалению, Игорь пока совершенно не держит удар в чрезвычайных ситуациях. Да, положение было реально жёстким, даже Саша на мгновение сорвался и сказал, что не дойдёт (ему было несравненно труднее, он только после перелома начал ходить без палки), но тут же взял себя в руки. Но Игорь впал в совершенную панику, да, он шёл вперёд, но при этом непрерывно жаловался, ругался и обвинял всех вокруг в случившемся. Очень меня это расстроило, больше даже, чем сама ситуация.
Долго ли, коротко ли, мы-таки добрели до машины. К счастью, были с собой полотенца и запасные вещи, можно было хотя бы частично переодеться и переобуться. Но тут нам подложила свинью машина, она ехать отказалась! Резина просто проворачивалась на мокрой траве обочины, и я даже не смогла выехать с травы на дорогу. Какое-то время мы корячились с подкладыванием веток под колёса и толканием, но потом сдались. Ситуация становилась всё интереснее, в смысле безнадёжнее. Поймали интернет на одном из телефонов, нашли номер эвакуатора, позвонили, объяснили ситуацию, сказали, что мы на «Чёртовом пальце», нас спросили, о боже, где это, и пообещали скинуть инфу в какую-то группу. Больше мы от этих эвакуаторщиков ничего не слышали. Время шло к 5 часам вечера. Тогда я пошла вниз к КПП искать помощь. Слава Богу, что хотя бы дождь к тому времени закончился. На выходе обнаружила закрытую кассу, шлагбаум, замок и объявление, что из-за погодных условий проезд на гору запрещён. Ну, думаю, всё, приплыли. Однако, оказалось, что не всё так плохо, всё ж таки номера машин, заезжающих на гору, записывают и отслеживают. Сотрудники знали, что на горе осталась машина, и собирались идти искать. Мне посоветовали подождать, пока подсохнет дорога (часа 3), потом у них там проходит машина-«проверяльщик», тестирует дорогу на проходимость, и тогда можно спускаться. В общем, дальше мы ждали, собирали землянику вокруг машины, там её полно в траве.
Часа через два приехал «проверяльщик» на внедорожнике, помог толкнуть машину на дорогу. Ещё через какое-то время я осмелилась и потихоньку, с замиранием сердца сползла к подножию. Очень были счастливы, что выбрались. А то нам рассказали историю нескольколетней давности о человеке, который также заехал туда на своей машине и застрял там из-за дождей, ему пришлось снять гостиницу неподалёку, и спустить машину с горы он смог только через три дня.
Но вечер этого дня вполне поправил положение: мы успели пожарить шашлык, оказалась свободна банька, и я считаю, что день рождения вполне удался, будет что вспомнить. Только надо и выводы сделать :)