"И прекрасна моя родина -- Алтай: как бываю там, так вроде поднимаюсь несколько к небесам. Горы, горы, а простор такой, что душу ломит. Какая-то редкая, первозданная красота. Описывать её бесполезно, ею и надышаться-то нельзя: всё мало, всё смотрел бы и дышал бы этим простором..." (В. Шукшин)
Следующая остановка через 40 километров от Бийска - СрОстки, это село, где родился Василий Шукшин, «народный» писатель и режиссёр. О котором я особого представления, к своему стыду, до этого времени не имела. Но так получилось, что в списке летнего чтения для Игоря были пара его рассказов, мы взяли взаймы, дома не оказалось, прочитали, что требовалось, а я в результате прочитала весь том, мне вполне понравилось всё, шукшинские рассказы «взаправдашние», не фальшивые, и мне даже по мере чтения стала не особо важна оценка стилистического мастерства автора или его отсутствия, хотя обычно я к этому критерию бываю чувствительна и даже придирчива. Некоторые рассказы произвели очень сильное впечатление: «Два письма», «Охота жить», «Как зайка летал на воздушных шариках», но, как по мне, они все хороши. Буду ещё фильмы смотреть.
И тут по пути следования нашего путешествия - его родина. Не могли обойти вниманием. Но доехали туда уже почти совсем к закрытию музеев, часам к 5 вечера. Поэтому из трёх музейных домов в селе выбрали и посетили только один - дом, где прошло детство писателя. В состав музея-заповедника также входят усадьба матери (где она жила позже, уже после его отъезда) и здание школы, где Шукшин учился, а потом и работал (учителем, и даже и.о. директора).
В доме детства и в доме матери расположены мемориальные экспозиции, а в бывшей школе - мемориальная и литературная. Музей Шукшина в Сростках был открыт спустя всего 4 года после его смерти, в 1978 году. Его сестра передала музею личные вещи. На фото -- здание школы.
Одноэтажный деревянный с голубыми наличниками на окошках. Шукшин здесь жил в школьные годы, с 1940 года, вернее, жил только в половине дома, именно в таком виде жильё было приобретено его отчимом и матерью. Отсюда его отправляли учиться в Бийск, отсюда он уходил в армию, уезжал в Москву, сюда приезжал навещать мать. Его мать жила в этом доме до 1957 года, потом переехала в другой в том же селе, там тоже сейчас музей, там мы не были.
Мы ворвались в дом, где прошло детство писателя, почти на флажке. Экскурсовод уже что-то рассказывала пришедшим до нас посетителям. Рассказ выстроен по комнатам в доме. Нам разрешили присоединиться, и мы подключились на этапе кухоньки.
В конце экскурсовод повторила для нас то, что мы пропустили в начале, и продолжала рассказ для вновь подошедших. Ощущение, что в этом музее экскурсии идут по кругу нон-стоп, рассказ включён в цену входного билета.
Домик маленький: сени, кухонька с печкой и ухватами, да жилая комната. Но рассказ эти комнаты и их жителей оживляет, так и представляешь себе долговязого нелепого подростка и переживающую за него маму. Ведь отправили же сначала к дяде учиться на бухгалтера, толку не вышло, не смог управиться с цифрами. Потом в техникум на механизатора, не доучился, отчислился по собственному желанию с формулировкой «из-за полной неспособности понять поведение поршня в цилиндре двигателя». Ну всё, наверное, думала она, утирая слёзы платочком, ни к какому полезному делу не способен. Однако, сдал экзамены за школу экстерном, поработал учителем в селе, вроде, образумился и тут подался в Москву зачем-то. И ведь поступил, после по сути 4х классов школы, остальное самостоятельно осваивал. И знамениты сейчас Сростки только Шукшиным, как Константиново - одним Есениным.
Жилая комната.
Письмо матери Василия Макаровича, писала, как слышала, образования не было.
Проводил нас воробушек на наличнике.
Памятники Шукшину в селе
Так как музеи уже к тому времени закрылись, мы съездили на гору Пикет, она в 18 не закрывается. Удивительный простор и воздух, недаром любимое место Шукшина, сюда, говорят, он приходил часто и сидел, любуясь на село и реку внизу.
Здесь оставляешь машину на парковке и пешком идёшь по косогору к визуальной верхушке горы. Это уже не будет подъём в гору, вы уже на горе и её вершина плоская, почему-то приходят на ум слова «столовая гора».
Мне очень понравился памятник (у Шукшина в рассказах в этом значении употребляется слово «глянулся»): он большой, даже огромный, но язык не поворачивается назвать его монументальным, он очень живой, сидит босой парень на камне (но так и кажется, что на травке), смотрит на свои просторы, думает, наверное, о дорогах, людях и судьбах. Большие пальцы за эти годы натёрты «на удачу» до блеска. Автор - народный художник России В.М. Клыков. На постаменте надпись: «Василию Макаровичу Шукшину, с любовью русские люди». Лучше не скажешь.
Прочитала об истории памятника интересное: когда обсуждалась установка памятника, возникли опасения, что такая тяжёлая скульптура (более 20 тонн) может вызвать проседание грунта и осыпание горы. Решили было поставить скульптуру недалеко от придорожного рынка, даже выкорчевали деревья и место подготовили. Но скульптор был категорически против этого места и собрался в этом случае кардинально менять место установки памятника - на одном из утёсов Волги, под Самарой, откуда родом предки Шукшина. В результате памятник был открыт, где планировалось первоначально, на горе Пикет. И глядя на него, кажется, что иначе и быть не может, он идеально принадлежит этому месту.
По косогору ниже памятника - эстрада. Полагаю, что здесь проходят мероприятия «Шукшинских чтений». Шукшинский фестиваль впервые прошёл в 1976 году, и с тех пор проходит ежегодно в конце июля, приурочен ко дню рождения писателя. Мы совсем немного «разминулись»: программа в Сростках в этом году проходила 21-22 июля, когда мы уже возвращались в Барнаул к самолёту.
Какие же там просторы: на этом фото крошечный памятник и эстрада.
И Игорь на фоне вида на село.
Последнее про Сростки: гастрономический бренд места, как сейчас принято говорить, срост(к)инские пироги. Сейчас это название уже выкуплено бизнесменами-новосибирцами, и под ним организовано предприятие быстрого питания, которое, говорят, не имеет к оригинальным прямого отношения. Старожилы вспоминают те времена, когда на тракте почти полностью отсутствовал придорожный сервис, и стросткинские бабули продавали свои пирожки по обочинам тракта из больших кастрюль, укутанных одеялами, чтобы не остыли. Пироги славились особой рецептом теста: местные хозяйки заводили его не на дрожжах, а на хмелёвой закваске.
Когда мы проезжали через Сростки в начале нашей поездки, я как-то про пироги забыла и очень жалела. И обрадовалась, что мы смогли остановиться в Сростках на обратном пути ненадолго и найти эти пирожки, даже если они «уже не те, что раньше». Мы не пошли в сетевую едальню, а купили пирожки по рекомендации на небольшом рыночке на выезде из села, если ехать в сторону Барнаула справа. Пироги оказались очень большими, одним можно хорошо наесться, и вкусными, мы брали с курицей и яблоком, есть и с другими начинками: картошка, яйцо-лук, капуста.
После Сростков у нас уже был последний рывок в 75 км до нашей первой ночёвки - Апарт-комплекс «Алтай» в посёлке Турбаза Юность в Майминском районе. По пути только один раз остановились у одной из достопримечательностей Чуйского тракта.
Очень понравился Памятник туристу (скульптурная композиция «Пилигрим») Находится на 428 км тракта (от Сростков примерно 50 км), приветствует нас на границе Алтайского края и Республики Алтай, если ехать в горный Алтай, то будет справа от трассы. Памятник установлен в 2015 году и является подарком республике от барнаульского мастера Эдуарда Добровольского. Его же авторства скульптура в Барнауле, которую я показывала, где Чарли Чаплин убегает от полицейского, и фигура швейцара у входа в гостиницу «Барнаул», где мы останавливались.
Такая собачка с рюкзачком смешная. У неё в рюкзачке можно оставить на удачу или на память монетки.
Рядом ещё находится памятная стела с обращением к потомкам с крупной надписью «Республика Алтай» и сооружение «Аил» -- символически изображает традиционное жилище алтайцев - аил.
Потом уже ехали без остановок до места ночёвки, где останавливались на 4 ночи. Апарт-комплекс «Алтай» -- гостевые домики с отдельными номерами, уличный бассейн без подогрева, баня, завтраки включены. Впечатления от общения с персоналом хорошие, вежливо, гостеприимно, комплименты от хозяев. Практически на берегу реки Катуни, «вторая линия».