Иркутск: Детская железная дорога и ледокол-музей "Ангара"

Jun 19, 2023 00:51

Наши прогулки по Иркутску были чудесны и разнообразны: прекрасные набережные Ангары с большим количеством интересных памятников и скульптур, живописные храмы, просторный сквер Кирова с выставками на открытом воздухе, вальяжный 130й квартал - бесспорное украшение города, Знаменский монастырь, конечно же, музей декабристов. Этот пост про ещё два места для посещения с детьми разных возрастов: про Детскую железную дорогу и ледокол!



Детская железная дорога на острове «Юность»

В первой половине дня мы отдали дань истории места, посетив музей декабристов, обе усадьбы (сейчас окончательно уверилась, что написать мне о нём не судьба). Вторая усадьба у Игоря уже шла совсем туго, и я предвидела, конечно, что так оно и будет. Поэтому планируя день, на вторую половину подыскивала что-то приятное, незаумное и ненапряжное. И когда узнала про детскую жд, сразу поняла, что нам обязательно надо её посетить. Почитали про неё в интернете, Игорь тоже загорелся.



Цена за удовольствие установлена немаленькая, но сама идея, её воплощение, важная роль в воспитании и развитии подростков достойны всяческого поощрения, поэтому не жалко.
Детская железная дорога - это дорога не игрушечная, не какая-то там имитация, а вполне себе филиал, структурное подразделение Восточно-Сибирской железной дороги. Сейчас этот участок путей расположен в черте города на двух островах реки Ангара - островах Юность и Конный, хотя изначально джд находилась не здесь, историю она ведёт ещё с середины прошлого столетия.



Протяжённость железнодорожного пути - 4,15 км. Начало маршрута на станции «Солнечная» на острове Юность, здесь есть и депо, и здание вокзала. Здесь всё настоящее - локомотивы, вагоны, рельсы, только слегка уменьшенное в масштабе. Все необходимые рабочие функции (стрелочник, путевой обходчик, дежурный по перрону, контролёр, проводник, машинист, помощник машиниста, электромеханик, диктор и т.д.) выполняют школьники.



Детская железная дорога начала работу с ноября 1939 года, а строительство её началось в 1937м, по инициативе коллектива Иркутского дворца пионеров и комсомольских организаций депо местных жд станций. Изначально находилась в другом месте - в парке в предместье Рабочее и имела длину чуть больше 1 километра. В течение первого сезона ДЖД приняла 114 юных железнодорожников, для которых сшили собственную форму. Одновременно со строительством дороги инструктора обучали ребят, которые должны были в день открытия обеспечить движение поездов. Первый мини-рейс (паровоз с тремя деревянными вагонами) состоялся в торжественной обстановке, под сопровождение духового оркестра, событие транслировалось по радио и освещалось в газетах. Приказом начальника ВСЖД от 11 ноября 1939 года детская железная дорога была принята в эксплуатацию, и ей было присвоено официальное наименование «Малая Восточно-Сибирская».

В годы ВОВ в помещениях ДЖД разместился военкомат, паровоз передали заводу имени Куйбышева и использовали для подготовки бойцов красной Армии, юные железнодорожники перевозили военную продукцию на станцию Иркутск-Пассажирский. А после победы паровоз вернули детской дороге, и она возобновила работу с 1947 года. После окончания общеобразовательной школы воспитанники ДЖД также получали свидетельства с рекомендацией для поступления в институты и техникумы железнодорожного транспорта.

В 1962 году в районе ДЖД началось строительство жилого массива, дорогу укоротили, проходила она между заборами и гаражами. Очень нескоро, только в 1992 году дорогу смогли, наконец, перенести на новое место, которым стал ангарский остров Юность. Несколько раз строительство приостанавливалось из-за нехватки финансирования. А уж учебные корпуса начали строить только в 2000м, до этого ребята ютились в вагончиках. Последняя угроза нависала над ДЖД в начале 2000 года, когда задумали строить новый автомобильный мост через Ангару, который по первоначальному проекту накрывал часть территории ДЖД. Но после вмешательства прессы проект моста был подкорректирован в пользу юных железнодорожников.

Работает дорога только во время летних каникул, с 9 мая по 31 августа (пн и вт выходные дни). И это понятно, так как во время учебного года её работники учатся в школе. Сюда принимают ребят, обучающихся в 5-11 классах. В зимний период ребята приходят на занятия по постепенному освоению железнодорожных специальностей, изучают профессии теоретически (в здании вокзала, на верхних этажах, находятся учебные классы, библиотека), а летом проходят практику. Обучение бесплатное, мне сказали, берут всех желающих, вконтакте видела ссылку на подачу заявки на обучение. Сейчас программа рассчитана на три года, каждому году соответствует освоение навыков разных железнодорожных профессий.



Кажется, выполняется 7 рейсов в день, так что надо заранее изучить расписание. Поезд идёт 20 минут, юный проводник в вагоне выполняет роль гида - читает сопроводительную информацию о местах, мимо которых вы проезжаете.



Наш поезд отправился от станции «Солнечная», на неё же и вернулся, сделав круг. На пути есть ещё две станции с платформами «Родники» и «Ангара», но остановок на них нет.

По подсчётам, за годы работы Иркутской железной дороги порядка 36 тысяч ребят обучились здесь железнодорожным специальностям, из них около 8 тысяч связали свою судьбу с железнодорожным транспортом.

Иркутская джд не единственная, хотя считается лучшей, ведущей в России (ещё есть аналоги в Москве, Тбилиси, Красноярске).

Зашли в здание вокзала, за столом дежурного сидели подростки в форме, рядом был взрослый, инструктировал их по каким-то вопросам. Мы купили в кассе билеты на рейс, кассир мне показалась взрослой. У меня были вопросы, хотелось узнать, что ещё находится в здании вокзального комплекса, хотела спросить у дежурных, но ответила присутствовавшая здесь же взрослая инструктор или преподаватель ребят. Вообще, как я заметила, хотя все функции ребята выполняют самостоятельно, но и на перроне, и в вагонах присутствует наблюдающий взрослый, вероятно, это необходимо по правилам техники безопасности.

Итак, в ожидании рейса нам пришлось ещё подождать, сидели на лавочке на перроне, наблюдали за ребятами.





Время рейса пролетает незаметно, виды красивые. Ощущения от посещения остаются очень тёплые, благодарные, радостные.





Идея знакомства с профессией прекрасная, сейчас это, наверное, назвали бы «симулятор работы», но это больше, чем симулятор, это и есть работа, пусть и в немного игровой форме. Воплощение показалось вполне на уровне. Было бы такое поблизости, думаю, обязательно отправила бы Игоря попробовать.



Корабль-музей ледокол «Ангара»

Передвигаясь на машине, вполне можно уложить такую богатую программу в один день без особого напряга: с утра и до обеда Музей на свалке, потом возвратиться в Иркутск и покататься на Детской железной дороге и, наконец, посетить ставший музеем ледокол «Ангара».

На общественном транспорте: остановки «Проспект маршала Жукова» или «Плотина ГЭС».

Отзывы в сети о ледоколе-музее, в целом, невосторженные, и это можно понять. Экспозиция может показаться скудной, информация недостаточной, интерактивных экспонатов нет. Но тут важно соответствие целей/ожиданий и реальности. Нам вполне зашло, при путешествии с ребёнком - это хороший, недолгий, нескучный вариант (примерно на час). Есть экскурсии, на которые нужно записываться заранее, пишут, очень профессиональные и интересные (возможно договориться об индивидуальной экскурсии, вроде, даже за пару часов до посещения), мы посещали без сопровождения, самостоятельным осмотром.



За небольшую отдельную плату предлагается посмотреть на нижней палубе 10-15-минутный фильм об истории парома «Байкал» и ледокола «Ангара». В витринах - модели судов, история судоходства на озере Байкал, история самого ледокола, фотографии, документы, личные вещи членов экипажа, судовые приборы.



Но «фишка» ледокола и самое интересное для ребёнка, да и, наверное, для взрослого - осмотреть нижние помещения корабля, впечатляющее машинно-котельное отделение, паровую машину, рычаги управления, котлы, всё можно трогать и даже кое-где полазать. Также доступна для прогулок верхняя палуба. Можно позвонить в рынду.











За отдельную плату на судне ещё устроен некий Музей оптических иллюзий, туда не ходили.

Краткая историческая справка:

Ледокол представляет большую историческую ценность, один из самых старых сохранившихся в мире ледоколов. Расположен на набережной напротив Иркутской ГЭС, рядом с ледоколом есть парковка, кафе, сувенирные магазины, пляж, прокат катамаранов.

Построен в 1900 году, когда-то он прокладывал путь во льдах Байкала и участвовал в боях Гражданской войны.

Как ни странно, это зарубежный образец, строился отнюдь не в ближнем свете, а на британских верфях, откуда был по частям переправлен в село Лиственничное на берегу Байкала, там собран и спущен на воду. Оснащён четырьмя котлами и паровой машиной.

Заказчиком «Ангары» был комитет по постройке Сибирской железной дороги, который ранее уже приобрёл в Ньюкасле паром-ледокол «Байкал». Начавшаяся Русско-Японская война требовала бесперебойной доставки грузов и вооружений. Оказалось, однако, что «Байкал» не полностью справлялся с задачей прокладывания пути через толстые байкальские льды, в январе 1904 года стояли морозы до минус 45 градусов, «Байкал» не смог справиться с крепким льдом и простоял в гавани, зажатый во льдах. Требовалось новое судно, чтобы ледоколы в суровое зимнее время могли работать в паре. «Ангара» прокладывала путь, «Байкал» шёл за ней. Оба судна совершали регулярные рейсы и обеспечивали переправу через Байкал, пока строились пути Кругобайкальской железной дороги вокруг озера.

После введения КБЖД в эксплуатацию ледокол «Ангара» был законсервирован, вроде как, за ненадобностью. Однако уже спустя лет 10 после постройки КБЖД перестала справляться с нагрузкой, и ледокол расконсервировали вновь.

После Октябрьской революции его переоборудовали для пассажирских перевозок, а с началом Гражданской войны оборудовали артиллерийскими орудиями.

«Брат» «Ангары» «Байкал» сгорел и затонул в августе 1918 года, а «Ангара» была захвачена белогвардейцами и опять стала использоваться для грузовых перевозок. Через 4 года снова перешла в руки красных отрядов. В 1931-32 гг. состоялся капитальный ремонт судна. Во времена ВОВ ледокол прокладывал путь для барж с рыбой, заслужил второй капитальный ремонт в 1949 году. Зимой 1962 года в связи с износом оборудования ледокол был исключён из состава флота. Сначала просто стоял «в отстое», потом направлен для нужд местного отделения ДОСААФ в Иркутское водохранилище. Но ДОСААФУ судно оказалось ненужным, организация от ледокола отказалась и было принято решение разрезать корпус на металл. По какому-то счастливому стечению обстоятельств это сделано не было, может быть, элементарно забыли, и ледокол долгое время стоял пришвартованным в одном из заливов водохранилища. И только в 1979 году судно было отбуксировано в черту города Иркутск к Иркутской ГЭС с целью организации в нём филиала краеведческого музея. Но и тут ещё не счастливый конец. С музеем как-то не торопились, и в 1983 году в результате умышленного поджога на судне произошёл пожар, ледокол почти полностью выгорел и частично затонул. В плачевном состоянии он пробыл до 1987 года, потом его подлатали, в перестройку он «работал» рестораном и танцплощадкой, пока всё-таки не было принято решение о реставрации парохода и его превращении в музей, посвящённый развитию сибирского судоходства.

Ледокольный пароход «Ангара» был поставлен на вечную стоянку на берегу Иркутского водохранилища 5 ноября 1990 года.



музеи, семья, путешествия, лето, Игорь, фото, Байкал, что посетить, мы, история, Игорёк, Иркутск

Previous post Next post
Up