ДОМБАЙ И ЭЛЬБРУС.

Sep 25, 2020 12:23

Пишу  совсем не по хронологии по двум причинам. Во-первых, не уверена, что опишу всё-всё по горячим следам от начала до конца в жж, боюсь, времени не хватит  с этим учебным годом. Во-вторых, мне так хочется начать именно с гор! Я ностальгирую, я почти каждый день пересматриваю видео и фото оттуда, читаю про разные места, которые мы видели и которые мы не увидели... Поэтому сначала, независимо от того, напишу ли в дальнейшем про остальное из нашей кавказской поездки, - ГОРЫ.

Самые яркие впечатления, привезённые с Кавказа. Я так рада, что всё сложилось. Что поездка состоялась в принципе, и что мы смогли позволить себе поездить по региону, а не только сам Кисловодск и ближайшие окрестности. Изначально я хотела только в Приэльбрусье, просто потому что в процессе подготовки читала про всякие экскурсии, на которые можно поехать из Кисловодска, и, конечно, слово Эльбрус привлекло моё внимание - как же, самая высокая гора в Европе! И в доступности для однодневного путешествия.

Уже когда мы были на месте и судьба сводила нас с разными местными людьми, пару раз меня спросили: «А почему вы хотите поехать именно на Эльбрус? А я вот люблю Домбай.». Сначала я не совсем понимала, о чём спор, ведь, вроде, и там и там основное содержание экскурсии - это горы-канатка-виды. Зачем дублировать? Лучше сразу ехать туда, где выше :) Потом подумала, что это ж-ж-ж всё же, наверное, неспроста.

И мы замахнулись съездить по обоим направлениям. И не пожалели. Впечатления оказались совершенно разные. Очень сильные в обоих случаях. Но всё же разные: виды, ощущения, «послевкусие». На вопрос, где больше понравилось, в принципе можно дать ответ, но он у каждого будет свой.

После сомнений и раздумий я решила всё-таки не делать два отдельных поста, попробую сейчас писать параллельно. Или последовательно. Посмотрим, что получится. Только сразу предупрежу: поездка летняя, не будет никакой полезной информации для горнолыжников.

Местоположение.
Домбай находится в республике Карачаево-Черкесия (горные степи и широколиственные леса), Эльбрус - в Кабардино-Балкарии (5 горных хребтов!) Республики граничат между собой, обе граничат со Ставропольским краем, откуда мы собственно едем, ниже по карте Северная Осетия, Грузия, Абхазия. При пересечении границы стоят посты, но нас остановили только один раз, проверили документы у водителя.

Общая информация: расстояние, время (начало, конец экскурсии, примерная продолжительность)

Это ранние экскурсии в смысле времени старта. Они считаются «дальними». Домбай немного поближе, от Кисловодска километров 160, Эльбрус подальше, порядка 200. Обычно выезд в 6 утра (а то и раньше), максимум в 6.30. Ехать небыстро, там не такие дороги, чтобы разгоняться до сотни, плюс санитарные остановки, плюс смотровые площадки по пути. Вот не знаю точно, как планируют время экскурсионные автобусы, во сколько они приезжают к канатной дороге. Мы шли немного раньше основного потока, так как выбрали ехать самостоятельно, в индивидуальном порядке. Приехали к анатке часам к 10 утра. (Машину, к сожалению, арендовать не удалось, но в первые же дни мы познакомились с приятным и добросовестным водителем такси, с которым потом и работали напрямую. Он нам потом сильно помог в разруливании нескольких ситуаций, от мелких неприятностей до серьёзных проблем, обращались к нему со всеми вопросами и затруднениями, за что ему огромное спасибо и большой привет (остались его личные контакты)!!) На дорогу до Домбая ушло часа три с небольшим, на Эльбрус дольше, около порядка 4 часов. В программах экскурсий написано, что обратно приезжают примерно к 19ч.

Основное содержание обеих поездок - доставка туристов к канатной дороге (смотровые площадки по пути, билеты на канатку оплачиваются дополнительно), подъём в несколько этапов, нахождение на смотровых площадках, панорамные виды, спуск. Обед, дорога домой.

Канатная дорога: билеты, стоимость, тип конструкций, высота станций.

В обоих случаях мы поднимались по канатной дороге в ТРИ этапа.

Билеты. Подъём на каждый этап канатной дороги стоит отдельную цену, но можно купить и «единый» билет - до самой вершины и обратно. Это разумно по нескольким причинам: возможно, кто-то не сможет или не захочет подниматься на самый верх (станет нехорошо из-за давления, боится высоты, не хватит времени, нужно экономить деньги и т.п.), также нахождение хотя бы 10-15 минут на каждом уровне рекомендуется для адаптации к перепадам высоты. Ну и в результате всё вместе получается полноценным таким путешествием на вершину, быстро туда-обратно вы не съездите, там на каждом уровне ещё кафешки, ресторанчики, рыночки, сувениры, глинтвейн, качели над пропастью, фотосессии (можно сфотографироваться на яке, ослике, в папахе и бурке, с оружием и т.п.) Но главное, конечно, непередаваемые в полной мере ни на словах, ни на фотографиях панорамные виды. По времени в Домбае и на Эльбрусе у нас ушло порядка четырёх часов, может, чуть больше, от начала подъёма до момента, когда мы оказались снова внизу. И куда делось это время, мы не заметили!

Стоимость проезда по канатной дороге (на 2020г.):
Домбай: 1150 рублей взрослый билет до вершины и обратно. Детский подешевле, кажется 950.
Эльбрус: стоимость проезда по канатной дороге выше, чем в Домбае: 1550 рублей за одного взрослого туда-обратно.
Это стоимость на канатной дороге, которой воспользовались мы. Но были и другие варианты.

Типы конструкций канатки.
В Домбае (посёлке) вы поднимаетесь на хребет под названием Мусса-Ачитара (означает «плач Муссы»). Туда ведёт несколько канатных дорог, вероятно, разные владельцы и разные цены. Мы поднимались на самой новой и крутой по виду, карусельной (кабинки ходят постоянно). Первый этап - закрытые кабинки-гондолы на 8 мест,



выше - открытый тип, кресельный, по 6 (потом 4) сидений в ряд (встаёте заранее в ряд в указанном месте, при подходе ряда сидений скорость замедляется, успеваете организованно сесть, сверху рукой опускаете сами зажим, фиксируете себя).





Альтернативные канатки мы могли наблюдать по мере подъёма, они идут почти параллельно. Они более старые, есть целиком, от старта до вершины, открытый кресельный вариант (кажется, по два сиденья). Есть закрытый, но там малое количество вагончиков, рассчитанных человек на 12, мне так показалось, то есть, на взгляд набивается плотно. Мы же ехали и туда и обратно своей семьёй, кабинок много, ходят подряд каруселью, народ распределяется, кому как удобно.
На всякий случай ещё раз отмечу: в ЗАКРЫТЫХ гондолах ТОЛЬКО ПЕРВАЯ очередь, выше - сиденья в воздухе! Стала свидетелем случая, когда человек, купивший билет внизу до вершины, вероятно, этого не знал. Женщина была в компании, её уговаривали, так как купили билеты, видимо, на всех одинаковые, но ей было, очевидно, страшно и она не уговаривалась.

Эльбрус: ВСЕ этапы новой канатной дороги - в КРЫТЫХ кабинах-гондолах. (Прочитала позже, что есть альтернатива - старая маятниковая канатная дорога, идущая параллельно, но ничего такого сейчас не могу вспомнить, чтобы я там видела).

Высота станций
Домбай: Нижняя станция (старт) находится на высоте 1600 метров, вторая - 2277 метров, третья - 3008м. Последняя - Домбай-3 - 3200м.



Эльбрус: Здесь всё существенно выше, чем в Домбае, причём с самого начала. В Домбае вы поднимаетесь на высоту 3200 и это в конечной точке канатной дороги. К Эльбрусу вас привозят к нижней станции канатки «Азау» (это имя носит и небольшой посёлок, откуда стартует канатка) и это уже 2350м. Постепенный подъём вы будете чувствовать ещё во время движения в автомобиле или автобусе к месту назначения. Первая очередь поднимет вас до 3000м (станция «Кругозор»). Вторая очередь - 3455м (станция «Мир»), верхняя станция Гара-баши - 3847 м, это максимальная высота подъёма на канатной дороге. Но в здесь можно и дальше и выше, напишу чуть позже.



Физические ощущения
Перепады высоты и давления - это не сказки и не шутки, надо отнестись к этому серьёзно. У входа на канатную дорогу обязательно висят объявления, что с сердечно-сосудистыми заболеваниями сюда лучше не надо. И это чистая правда, лучше не рисковать. Мы все пока относительно молодые и без хронических заболеваний, ребёнок здоровый, вполне выносливый, 9 лет. Наши ощущения в организме.

Домбай: муж описывал своё состояние, как «тяжело дышать, не могу вдохнуть полностью, как будто не хватает воздуха». У меня ломил затылок, но не критично. Игорь не жаловался вообще ни на что, но уставал быстрее, проходил несколько десятков метров и садился, вот прямо на камни, на землю, передохнуть.

Эльбрус: Вот где было много адреналина, я сейчас расскажу, может, поэтому, особо отвлекаться на ощущения в организме не приходилось. У меня также побаливал затылок, Саша, кажется, почти не жаловался в этот раз, а вот Игоря накрыло не на шутку, причём не на подъёме - на спуске. Накрыло сильно: в канатке от просто лежал на сиденье, закрыв глаза, и стонал, потом жаловался на тошноту; на втором уровне мы просидели довольно долго, всё ждали, пока ему полегчает. Но полностью его отпустило только внизу. Но довольно быстро после спуска и без последствий.



Теперь всё-таки буду рассказывать поочерёдно, потому что практические данные почти все изложены, теперь больше субъективных впечатлений.

Карачаево-Черкесия, ДОМБАЙ

Как правильно говорить «в Домбае» или «на Домбае»? В интернете можно встретить оба варианта. Но для этого надо определиться, что скрывается за словом Домбай. Это не одиночная вершина! Домбай в широком смысле - это обширная горная территория на Северном Кавказе, включающая в себя несколько вершин, ущелий, берущих начало от Главного Кавказского хребта, верховья реки Теберды, Домбайскую Поляну - центр территории между тремя главными ущельями. Это не административное понятие, поэтому строгого обозначения границ нет. Ещё Домбай - это курортный посёлок, где находится нижняя станция канаток на хребет Мусса-Ачитара (туда и привозят экскурсии, оттуда открываются самые живописные виды). Фото из посёлка, недалеко от канатной дороги.



Также Домбай-Ульген (Ёльген) - одна из гор этого региона, кстати, самая высокая - 4046м. Поэтому, если вы только не собрались подниматься непосредственно на эту гору (название которой переводится с карачаевского как «убитый зубр», «домбай» -- "зубр"), то правильнее, выходит, говорить «был в Домбае», «ездил в Домбай».

Рекомендации по одежде.
На эту экскурсию обязательно надо брать с собой тёплую одежду, шапки (очень ветрено!), возможно, перчатки и соответствующую обувь, НЕ сандалии и шлёпанцы. Это очень важно! Даже если внизу разгар лета, вы задыхаетесь и потеете, и вам не верится, что в горах может быть сильно иначе, или кажется, что небольшая прохлада будет вам только приятна и незачем тащить с собой лишний вес. Не совершайте эту ошибку!
Мы ездили в середине августа, но брали с собой свитера и ветровки, всё пригодилось, а кое-чего и не хватило. Снег на Мусса-Ачитара - только небольшими островками на самом верху, на нижних этапах канатки снега нет, было не сильно холодно - прохладно, однако уже на второй станции ветер стал просто безумным (какая-то роза ветров?), находиться без головных уборов было невозможно! Нам реально пришлось всем троим незапланированно покупать на месте шапки, сувенирные такие с надписью «Домбай», но они классные: тёплые, симпатичные, и на память, и пригодятся.



Там, на промежуточных этапах подъёма, для беспечных и недальновидных туристов продаётся полный ассортимент для утепления: свитера, жилеты, носки, шапочки, папахи, рукавицы; также выдаются напрокат пледы (отличный целесообразный вариант, мы воспользовались (200 рублей)). Ну и обычные сувенирные предложения: магниты, значки, украшения, тарелочки, горный чай, мёд и т.п.

И не забудьте солнцезащитное средство!! Обязательно смажьте лицо: несмотря на ветер и прохладу, кожа обгорит до красноты, проверено на себе.

Гастрономическая информация, буквально пара слов.
На первом и втором уровне подъёма есть кафе, предлагающие местные блюда, немного дороже всё будет, чем внизу. Мы поели восхитительные хычины, тонкие, с ароматным прокрученным мясом, прекрасным творожным сыром (или творогом?), во рту таяли. Всё, что мы брали в городе, было абсолютно не такое. Хотя пишут, тонкие - это именно балкарские.

Хычины (хычыны) - тонкие лепёшки с творогом, рассольным сыром, растолчённым картофелем, или мясной начинкой с зеленью, национальное блюдо карачаевцев и балкарцев.

Визуальные впечатления
Как передать впечатления от самих видов, чтобы потом можно было сравнить с Эльбрусскими? Самая сложная задача этого повествования. Может, даже тщетная. Но я уже назвалась груздем.

Летом горы, которые вы будете видеть с Мусса-Ачитара, непередаваемо яркие, разноцветные: зелёные, жёлтые, голубые, ярко-серые, даже местами серебряные. Цвета очень контрастные, живые, яркость вокруг такая… наш глаз даже не привык к такой яркости и резкости, это сложно объяснить, ведь мы живём в вполне себе многоцветной полосе, не на крайнем севере или пустынном юге! И всё-таки для сетчатки нашего глаза - это и шок и праздник одновременно! Глаз радуется, именно радуется: многоцветью, свежести, яркости, контрастности, резкости, не спокойно отдыхает, нет, а пытается настроиться и охватить всё, запомнить, смотрю слева направо, потом справа налево, нет, ещё раз, ещё раз, впитывать, отпечатать «про запас».
На фото -- иллюстрация выражения "белые шапки облаков".







На уже второй очереди канатки на Мусса-Ачитара - ощущение полёта просто от того, что стоишь близко к краю (пройдите вправо от станции, через череду кафешек с их зазывалами). Дух захватывает, сердце ёкает, фотографироваться хочется только с раскинутыми руками, потому что чувствуешь себя в этот момент птицей.





В голове не остаётся никаких тяжёлых мыслей, все заботы улетучиваются без следа, в душе только лёгкость и чистая радость, даже, не побоюсь помпезных слов, восторг бытия - вот что дарит это место. Более ценного подарка я не знаю.
Снег в августе - только на вернем уровне и не рядом - метров 300 вперёд по гребню, справа пирамидки из камней, слева островки снега. До него прямо тянет дойти, и все идут.




Тропа идёт и дальше. Была бы одна, пошла бы. Но отсюда, от снега, мы уже пошли обратно.



Когда прекрасная экскурсовод, с которой я познакомилась в Пятигорске, занималась этим неблагодарным делом - по моей просьбе пыталась объяснить мне разницу между домбайскими горами и Приэльбрусьем, она среди «зелёных», «ярких» также употребила необычный в данном контексте эпитет, который я в тот момент не очень поняла, но запомнила: она сказала, «по сравнению с Эльбрусом это горы женственные». И вот да, это отличный, очень меткий образ: Домбай - мягкие, женственные горы, Эльбрус - чётко и безусловно мужественный.



Двуглавый красавец ЭЛЬБРУС (Кабардино-Балкария)

Почему двуглавый? Потому что потухший вулкан, которым является Эльбрус, имеет две вершины, восточную и западную.

Остановка по пути, на смотровой площадке. На первом фото Эльбрус без приближения, если приблизить, уже видно, что двухвершинный.




Это уже со склона при подъёме.



Круглый год вершины покрыты снегом и льдом. Эльбрус - так называемый «пятитысячник», точная высота более высокой западной вершины 5642 метра (восточная уступает незначительно - 5621м). Слова «Пятитысячник», «Высота», «Вершина» и т.п. будут неоднократно встречаться в этом и соседних регионах в названиях разных кафе, ресторанов, других общественных заведений. Это всё про Эльбрус.

Пока не забыла - про яблоки
По дороге на Эльбрус вы увидите огромные площади, занятые яблоневыми садами. Здесь находится наша «яблочная» столица -- Нальчик, отсюда везут яблоки на экспорт, в основном в Москву и Петербург.
Удивительно, что земли, занятые яблонями, больше похожи даже не на сады, а на плантации. Плантации винограда. Вот реально мы так сначала и подумали, что это виноград такой странный. Настолько близко посажены друг к другу яблони, настолько они небольшие (или карликовые?), стройные, стоят идеально ровными рядами, очень компактно и на шпалерах! При этом плодов на них полно, красных, жёлтых, зелёных.



Оказывается, с начала 2000-х в республике стала популярной эта «виноградная» технология - шпалерного интенсивного садоводства. Яблоне не дают разрастаться, чтобы не тратить силы на рост и более активно плодоносить. К этому, конечно, также нужна плодородная почва и хорошая система орошения - по трубам к каждому дереву. В интенсивных садах с одного гектара собирают до 60 тонн плодов, примерно одного цвета и размера.



Статья про яблочное садоводство в Кабардино-Балкарии (частное и масштабное промышленное) - «Большое яблочное путешествие», там масса любопытных сведений, ведь мы эти яблоки покупаем зимой, не могу не поделиться ссылкой, к тому же это просто интересно читать https://etokavkaz.ru/moe-delo/yabloki-kbr.

В Баксанском районе общая площадь яблоневых садов - 600 гектаров (ООО «Сады Баксана» -- крупный агрохолдинг). Холдинг называется так, потому что главная река республики - Баксан, по пути на Эльбрус вы будете пересекать её бесчисленное число раз, реально собьётесь со счёта. Местами вода кажется молочно-белой.



Яблони - лирическое отступление, но основной рассказ, конечно, про сам Эльбрус.

Эльбрус находится на территории национального парка «Приэльбрусье». Интересно: через западную вершину Эльбруса проходит административная граница между Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкесией, а восточная часть горы и большая часть склонов находится в пределах КБР.

Зима начинается сразу, как только вы выходите из гондолы последней очереди, и это уже не ноздреватые снежные островки, как в Домбае, а сплошная искрящаяся, слепящая снежная равнина. Нет, как равнина, склон никак нельзя назвать равниной, но напрашивается именно это слово. Открывающееся взгляду пространство склона по направлению к вершине - это не небольшая смотровая площадка, там широко, обширно, свободно! Пока ещё полого, что создаёт иллюзию лёгкости передвижения. И это впечатление обманчиво. Чтобы идти дальше пешком, нужна правильная обувь, правильная экипировка, подготовка и адаптация.





Насчёт обуви: местами под ногами наст, можно легко провалиться и промочить ноги, поэтому на Эльбрус следует ехать только в подходящей обуви, либо брать эту правильную пару с собой! Мы ехали не в сандалиях, в кроссовках, но по-хорошему этого там тоже недостаточно! Вернее, достаточно для того, чтобы потоптаться на одном месте около станции канатки и пофоткать окрестности, никуда не отходя.
А отходить там очень даже хочется. Потому что - ТА-ДАМ! - в отличие от Домбая на верхней станции канатной дороги здесь всё не заканчивается, а ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ! Канатная дорога - это, так - просто «извозчик» до начала настоящего пути. ПУТИ К ВЕРШИНЕ. Или хотя бы приближения к ней.

Там происходит самая движуха: маршируют вверх группы альпинистов, в разноцветных куртках или комбинезонах, в ботинках с шипами, в защитных очках, рядами стоят «взнузданные» снегокаты, перекрикиваются между собой водители - с загорелой, дублёной от ветра кожей, в закрывающих пол-лица защитных очках и белозубой улыбкой, мощные гусеничные снегоходы - ратраки - набирают людей для движения выше (за дополнительную плату).



Ты, вроде, никуда дальше и не собирался. И даже не знал и не думал. Но попадая туда, в эту ауру, в эту атмосферу, ты мгновенно становишься её частью и уже готов отдать практически любые деньги, чтобы попасть вверх, туда, ближе к вершинам. Это, правда, трудно объяснить, но я видела эти вершины так обманчиво близко, они так сияли, я понимала, что мы не можем дойти до пиков, но хотелось хотя бы ближе настолько, насколько возможно в данный момент. Только там, на склоне, гипнотизируя взглядом эти вершины (или они гипнотизировали меня?), я, наверное, впервые поняла альпинистов, тех сумасшедших, которые рискуют многим, чтобы покорять горы. Всего лишь для того, чтобы ненадолго увидеть мир ОТТУДА, с Вершины, и начать столь же непростой спуск.

Большинству случайных, неэкипированных туристов, существенно дальше от канатки самостоятельно не пройти, так что рекомендую не сопротивляться желанию, если оно возникнет, и воспользоваться предлагаемыми «снегокатными» услугами. Меня жаба мучила ну от силы несколько секунд, я даже успела сказать мужу, чтобы они ехали дальше с сыном, а я тут похожу-подожду. Ещё не успев закончить эту фразу, я поняла, что, ну нет, я не знаю точно, что я там увижу, зачем вообще мне это надо, но профукать этот, может, единственный шанс я не могу.



Снегокаты возят не очень далеко, примерно до 4000 м и ещё можно немного в сторону, до высокогорного приюта альпинистов Leaprus (это дополнительно),





возят по одному человеку за раз (садиться позади водителя) или, если ребёнок или подросток, то по двое. У меня даже как-то не было времени подумать, не испугается ли Игорь. Он вообще в этой поездке не боялся ничего: ни скорости, ни высоты. Вот просто куда-то идти по улицам, смотреть здания, это он мог ныть, а любую движуху: карабкаться-залезать, прыгать, адреналин, даже риск - всегда готов. Не знаю, может, не осознаёт до конца. Не каждый бы сел в открытую канатку, на этот снежный мотоцикл или пристегнулся к зиплайну. Хотя таких людей достаточно, конечно. Но всё равно в этом смысле нам было с ним было легко, куда мы, туда и он, уговаривать не приходилось.



Для меня это был полный восторг! Снегокаты, как я уже сказала, предлагают отвезти на 4000 с небольшим тысячи метров. Виды оттуда невероятные! А сама поездка на снегокате по склону (садитесь за спиной водителя, держитесь крепче!!), эта скорость и ветер в ушах (ещё крепче!!), виражи и повороты, летящая снежная крупа из-под полозьев, морозный прозрачный воздух захватывает дух, перехватывает дыхание и заставляет кричать от восторга и сомневаться в реальности происходящего. Кажется, что ты летишь и это всё во сне. В общем, именно этот снегокат (адреналин от поездки, виды с тех мест, куда он нас привёз) сделал мой Эльбрус таким, как я его сейчас помню, без этого приключения впечатления были бы заметно слабее.

Гусеничный транспорт (ратраки, перевозят людей в открытом кузове, могут забираться вверх под крутым углом) идёт медленнее, но устойчивее и подальше, ближе к 5 тысячам, к началу пешего маршрута на вершину. Но на вершину - это только после хорошей акклиматизации!

Значительное количество людей идут по тропам снизу пешком, то есть совершают пешее восхождение на Эльбрус с самого подножия. Это приключение не на один день.

Впечатления от гор!
Обещала визуально сравнить с Домбаем. Основная разница не только в высоте, но и в цвете, и в «текстуре». Здесь горы коричневые, бурые, серые. Не лес, а камень вокруг. В Домбае за зеленью, покрывающей склоны вплоть до вершин, практически не замечаешь камня и не вспоминаешь о каменной природе гор. Эльбрус - это в первую очередь камень, россыпи камней, больших и малых, узоры камней, «каменное зодчество».





А на высоте основной цвет - цвет снега, конечно. И это не значит, что всё вокруг белое и одинаковое, нам просто не хватает нужных слов для описания. Вот, говорят, в языке эскимосов - порядка двадцати слов для описания различных видов и оттенков снега, сейчас бы пригодилось.





Всё, мы внизу. Отдыхаем, перексываем, покупаем сувениры. Едем обратно.

На шоссе, ведущем к Поляне Азау. Река Курмычи, правый приток Баксана. "Эльбрусская летопись" - памятники славным горовосходителям (мне понравилось слово).






Экскурсии из Кисловодска, я читала, также завозят на Поляну Чегет. Мы тоже заехали, посмотрели снизу вверх. Это неофициальное устоявшееся название горы с двумя вершинами (высота 3700м), известной «чёрными» трассами для катания на горных лыжах. От Эльбруса недалеко. Там тоже есть своя канатная дорога со смотровыми площадками. Внизу обширный рынок, зоны отдыха, кафе, гостиницы.

День будет долгим, под конец уставшим. Обратная дорога покажется долгой, но всё это потом забудется. Останутся только горы в памяти и в сердце.

красота, семья, путешествия, лето, фото, отдыхаем, что посетить, мы, настроение, Игорёк

Previous post Next post
Up