Выставка на Солянке "Шляпа волшебника: Муми-тролли и другие герои нашего детства"

Feb 09, 2016 16:43

Бродила я недавно по Лабиринту в поисках новых книжных идей и увидела баннер, приглашающий посетить выставку под заманчивым названием «Шляпа волшебника».

В Государственной галерее на Солянке до 23 февраля проходит выставка, посвящённая муми-троллям и другим маленьким существам, созданным фантазией Туве Янссон. Событие приурочено к 70-летию саги о муми-троллях и заявлено как мероприятие, куда нужно приходить с детьми, и я, собственно, так и думала поступить, но Игорь перед выходными резко затемпературил. Я решила заглянуть туда сама, чтобы составить предварительное впечатление, тем более, что ранее я на этой столичной площадке вообще не была. Конкретно на эту выставку я с сыном, наверное, не пойду, но хочу поделиться увиденным, вдруг кому-то пригодится. Все фотографии делала на телефон, не обессудьте, к тому же там во многих помещениях полумрак, вероятно, для достижения большего воздействия на зрителя.



Ну так вот. Выставка проводится при участии финского посольства. Привлечены многие современные … не знаю правильного слова… художники? Инсталляторы? Дизайнеры? В общем творцы различных арт-объектов, как сейчас принято говорить. Оказывается, есть и видео-арт, и звуковые инсталляции, и некое генеративное искусство и другие любопытные термины. В этой связи мне было интересно читать таблички с информацией о художниках, принимавших участие в создании выставки. Не могу утверждать, что я понимаю и признаю ценность такого искусства, но порой встречаются и любопытные вещи. В общем, покажу, что там можно увидеть, а дальше решайте сами.

Плакат сразу за входными дверями.




Можно сфотографироваться в образе.




Площадь самой галереи распределена по трём этажам, но залов (или лучше сказать, помещений) немного. Под выставку «Шляпа волшебника» сейчас занято всё. Стены по бокам белой лестницы, ведущей с этажа на этаж, увешаны плакатами с переводом современных историй про муми-троллей в комиксах.




Я частично прочитала, мне вот понравились строчки. Так и надо писать письма с неприятными известиями :)




Кто увлекается селфи, может сделать семь снимков себя в различных точках экспозиции и поучаствовать в раздаче каких-то призов.




Как входишь в галерею, сразу за билетной стойкой налево - первый зал с видеорядом. На экране транслируется 4-хминутное видео моря с уплывающей прочь от зрителя лодкой. Нужно отметить, что каждый арт-объект сопровождается цитатой из произведений Туве Янссон, вдохновившей автора на создание того или иного произведения. Например, к видео с лодкой прилагается табличка со следующей цитатой:

«Так они сидели и любовались ясной ночью над морем. Небо на востоке начало светлеть. Было очень свежо. И тут, в этот ранний предрассветный час, показались хатифнатты. Они покидали остров. Их лодки одна за другой словно тени выскальзывали из-за мыса и уходили в открытое море».

Лодка на экране - не просто изображение, как может показаться неискушенному зрителю, а видеоинсталляция или произведение визуального искусства, результат совместного творения двух современных художников Улая (Уве Ф. Лейсипена) из Германии и Марины Абрамович из Белграда.

Помедитировав на воду и выйдя их видеозала, я оказалась перед выбором дальнейшего направления осмотра: по лестнице наверх или вниз. Решила сначала спуститься.

Сразу под лестницей - место, где спит Ондатр. Вы тоже можете прилечь.




Но вообще-то больше всего Ондатр любил спать в гамаке. Посетителям тоже можно передохнуть, гамак прилагается. Если только вы не слишком много весите.




Внизу подвальные впечатления, вот прям с проходящими по ним местами трубами (но сейчас, насколько я понимаю, это даже модно, добавляет выставочной площадке некой андеграудности), полумрак, граничащий с темнотой. Здесь несколько инсталляций, среди них собственно «Шляпа волшебника» Андрея Топунова.




Светлый конус, произрастающий откуда-то снизу, - это тонкая гофрированная ткань, выходящая из шляпы-цилиндра и натянутая до потолка (на моём тёмном фото сам цилиндр еле различим внизу), на ткань проецируются рисованые муми. Тут же рядом стоит проектор, если покрутить ручку по ткани начинают плыть облака: «Гостиная опустела. А в углу, между комодом и дверью на кухню, осталась шляпа Волшебника с яичной скорлупой. И тут сотворилось чудо: яичная скорлупа начала преображаться. Скорлупки всё росли и росли в размерах и стали мягкими и пухлыми. Немного погодя они целиком заполнили шляпу, а потом из шляпы выпорхнули пять маленьких круглых тучек. Они выпорхнули на веранду, мягко спустились с крыльца и повисли в воздухе над самой землёй».

Вот любопытная инсталляция, «Сад камней». На полу лежат валуны, один из которых особенный. Что тут нужно сделать?




Вот он, этот камень с глазом.




Наклоняешься над камнем, смотришь в дырочку, и твой глаз появляется на стене перед тобой. Примерно так получается.




Ещё здесь комната с экранами и наушниками. На экранах идут кадры из мультфильмов о муми-троллях, разных лет и производства разных стран.

Ещё одно произведение визуального искусства голландки Марике ван Вандердам, «работающей на пересечении разных жанров: фотографии, инсталляции, видео-арта».




Выхожу из подвального помещения, иду на верхний этаж. На лестничной площадки - интерактив для детей.




Многие охотно принимают участие.







Наверху зал, посвящённый советским мультфильмам про Муми-троллей. Здесь можно увидеть кукол,




эскизы,




сами мультфильмы на экранах. Эта часть была мне более интересна.
Второй зал опять отдан под современное искусство на тему. Не знаю, спорно всё это. Вот, например, как вам. Называется «Муми-тролли в русской истории. Триптих». Автор помещает муми-троллей в известную картину. Кто догадался, какая здесь картина?




Там ещё вторая часть триптиха виднеется, на стене, ближе к экскурсоводу.




Если некоторые инсталляции и были любопытны, то смысла этой задумки я вообще не поняла. Зачем?

Ещё в этом зале есть фантазии на тему приближающейся кометы.




Вот это непонятно что на полу - какие-то меховые штучки с подведёнными к ним проводками, от чего они мелко вибрируют. Инсталляция «Твари дрожащие» «мультимедийного художника» из Санкт-Петербурга Анны Франц.




Белые картонные декорации воплощают волшебную зиму в Муми-доле.




Конечно, я описала не всё, что видела, но, думаю, впечатление составила. В целом забавно, но почему-то у меня осталось ощущение, что меня немного обманули. Несколько другого я ожидала, когда читала слова: «Пятая юбилейная зимняя выставка Государственной галереи на Солянке станет говорить не только о Муми-мире, но и о всех возможных его производных: о параллельных цивилизациях, о смешных семьях, о маленьких, но великих добряках, о нордическом счастье, об уюте и тепле собственного дома или собственной норы и, наконец, о зимних радостях, в которых скандинавы знают толк, как никто другой».
Два года назад, будучи в Хельсинки, я встретилась с Леной sinica и мы сходили на подобную тематическую выставку в Художественном музее. Было очень интересно.

Может быть поэтому мне казалось, что и московская выставка будет более познавательной, а также более интерактивной, ориентированной на детей и их знакомство с Муми-миром и его жителями (куклы, воспроизведение каких-то ситуаций из книг), а оказалось, что она на очень большой процент состоит из современных арт-объектов, имеющих довольно опосредованное отношение к книгам Туве Янссон и, смею предположить, не очень интересных для детей. Но наверное, я сейчас на всё смотрю с точки зрения «а будет ли интересно и познавательно для сына», а Муми-дол, он для всех, независимо от возраста.

что посетить, московские музеи, прогулки по Москве

Previous post Next post
Up